войти кнопки соц.сетей
11 марта 2015 в 12:50

Ме велöда коми кыв — ме лёка сёрнита комиöн

О том, что я стала изучать коми язык, писала в предыдущем посте . Прошло одиннадацть уроков моего онлайн-изучения. Я не владею им в совершенстве (естественно), но стала улавливать знакомые слова. Никогда бы не подумала, но мне интересно и нравится это! По-моему, успехи уже есть)) Не знаю, будет ли развиваться такое онлайн-обучение далее и в массовых масштабах, но было бы не плохо. Это удобно для тех, кто не может выкроить время для курсов. Благодаря моему изучению и замечательному преподавателю Галине, моя доча тоже заинтересовалась языком и, походу, выучила даже больше, чем за предыдущие два годы обучения в школе.


Немногие мои знакомые знают об этом проекте, но те кто узнают сразу задают вопрос: «На фига тебе это сдалось? Тебе работы мало, еще и язык изучаешь!». Не могу однозначно ответить «на фига»... Сама не пойму, просто понравилась затея, помощь дочке - как предлог, но теперь даже ей объясняю, что там в учебнике написано. Меня заинтриговал сам проект, смогу ли я, возраст-то уж не маленький, а тут изучение языка. Кстати, поняла, что не все еще потеряно и такими темпами могу подтянуть и английский, который, к сожалению, уже напрочь вылетел из головы((( А ведь когда-то его знала на «четыре».


Все возможно в любом возрасте, главное — преподаватель хороший. С Галиной мне повезло, даже дочка отметила, что у нее приятный голос и хочется слушать, к тому же есть подход, а это не маловажно! Ведь если сам учитель любит свой предмет, и сможет заинтересовать в нем ученика, это уже половина успеха, дело остается за малым... в хорошей памяти обучаемого.
Галина дает основы, стараясь не перегружать меня. Изучаем слова, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни: магазин, работа, дом и все, что с этим связано. Изучаем глаголы и послелоги, это необходимо, чтобы я могла составлять предложения. Конечно, в голове начала появляться небольшая путаница и даже хаос, но стараюсь все в своем «чердаке» разложить по полочкам. Еще одна проблема — нет практики, в семье никто не говорит на коми и поэтому я учусь проговаривать звуки и слова читая их просто в слух (желательно без мужа, а то он и так стал подкалывать на каждом шагу). Однако сказать, правильно ли я их говорю мне никто не может, только вечером при повторе предыдущего урока Галина слушает, как я их запомнила...
Сразу оговорюсь, интерес вызывают и сложные слова, (а теперь с интонацией блондинки в розовом) но блииииин.... Сьöлöмсянь аттьöала, тшöктыны, аддзысьлытöдз... после этих слов, которые в пору использовать как упражнения для дикции, я стала забывать другие более простые. Например, вчера напрочь вылетело из головы, как будет дедушка — пöль... Надо повторить все предыдущие уроки, чтобы не забывать. Времени же практически не хватает, на работе это делать не будешь, а приезжая вечером домой, попадаешь в какое-то другое измерение, когда вроде прошло всего пять минут, а на деле уже полночь... Тоже и с уроками, по договоренности мы должны уделять изучению 30-40 минут, но в эти рамки еще не разу не уложились. Чаще наше общение затягивается на час с лишним.
Сложность все еще вызывают особенности коми языка, суффиксы правильно поставить, произношение «ö» и вообще, многие буквы читаются не так как пишутся, поэтому иногда забываешься и читаешь их «по-русски». Последние дни заметила проблему: где стоит «Ы» - читаю как «ö», и наоборот - «ыкаю» на «ö». А буква «i»... согласная перед ней читается твердо, но так тяжело при смягчающей гласной «отвердять» согласные! Например, сiйö — ну она же мягко звучит - «сииии»!!! Но нет, надо грубо обрывать, получается как буква «ы»...

Перечислять слова, которые я уже выучила — долго и не интересно, скажу только, что их уже около сотни или больше, ниже приведу текст, который составляю о себе. С каждым уроком добавляются новые идеи, что я могу о себе рассказать, что могу добавить в рассказ. Впереди еще шесть недель обучения, посмотрим, что какой рассказ будет через месяц. По словам Гали, скоро начнутся аудиоуроки, когда мне надо будет текст воспринимать на слух, вот это будет действительно настоящая проверка знаний, ибо читать я научилась, а вот на слух — тяжелее. Опять таки, потому что многие буквы произносятся не так, как пишутся.

На сим прощаюсь... Нельзя на работе столько внимания блогу уделять — начальника «атата» скажет :-))

__________________________________________________________________________________________________________

Видза олан. Менö шуöны Катерина, овöй …., вичöй ….. Ме роч ань. Ме лека тöда да сёрнита комиöн. Ме велöда коми кыв. Ме ола Сыктывкарын. Ме ола кык судта керкаын. Тайö менам горт. Сiйö ыджыд, мича да шоныд. Гортын эм кöкъямыс öшинь да дас öдзöс. Ми пелькодам гортын вежöсъяс тшöтш верöскöд. Менам эм котыр. Ме мам да гöтыр. Менам эм Тим пи, Лара ныв да Леша верöс. Ми тшöтш олан. Менам комын арöс, Ларалы дас, Тимлы нель да Лешалы кызь квайт. Лара велöдчö коймöд классын. Луннас ми уджалам да велöдчам. Менам эм мам, бать да чой. Ме ныв да чой. Менам эм öти кань, вит хомяк да кык попугай. Ме радейта дзоридзьяс да козинъяс. Ме радейта ассьым удж. Ме сувта водз, а вода сёр. Шойччан лунö ме мысьлася. Лара да Тим ворсöны керкаын тшöтш. Ларöй мича, мелi да зiль. Шойччан лунö челядькöд доминоöн ворсам, гуляйтам да ветлам вузасянiнö. Рытнас ме лыддя челядькöд мойдъяс. Ми радейтам тшöтш челядькöд ветлыны театрö. Менам эм матысса нывъёрт Оксана. Ми уджалам тшöтш да гижам выльторъяс. Ме ветла удж вылö коллегакöд. Менам удж кар шöрын.
ЗЫ. Картинки тупо из интернета....
 
 
5
Лиса

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru