войти кнопки соц.сетей
25 февраля 2016 в 01:52

Пробелы в действующем законодательстве в сфере оборота твердых коммунальных отходов (ТКО).

Наиболее явным пробелом на сегодняшний день является отсутствие положений относительно платы за обращение с ТКО. Так, закон говорит о том, что вывоз ТКО входит в услуги за содержание и ремонт жилья, плата за которые предъявляется потребителям управляющими компаниями. При этом закон умалчивает, что делать с собранным и вывезенным с контейнерных площадок мусором. Логично предположить, что коммунальные отходы должны быть утилизированы либо захоронены, однако данные услуги в плату за жилуслуги (содержание и ремонт жилья) не входят, поскольку закон прямо говорит об их обязательной тарификации, т.е. государственном регулировании цен через принятие тарифных решений. Поскольку управляющая компания не владеет лицензиями для осуществления услуг по утилизации и захоронению коммунальных отходов, а также не получила соответствующие тарифы для оказания данных услуг, получается, что в настоящее время именно управляющая компания несет бремя расходов по захоронению коммунальных отходов, поскольку утилизация мусора в настоящее время еще не осуществляется. Та же самая картина наблюдается и в договорах управления: управляющей компании поручено лишь вывозить отходы, утилизацию и захоронение она производить не правомочна (этим должны заниматься специализированные организации, имеющие соответствующие лицензии). Следствие – деятельность по обращению с ТКО становится убыточной, поскольку расходы по захоронению отходов управляющим компаниям никем не компенсируются.

Еще одним пробелом законодательства является отсутствие положений в законе, которые бы обязывали управляющую компанию производить какую-либо переработку коммунальных отходов в виде сортировки с последующим их вторичным использованием либо в виде утилизации посредством сжигания. В связи с этим у управляющей компании отсутствует не только заинтересованность в более эффективном использовании ресурсов, но и вообще обязанность. Это, соответственно, создает условия, при которых отсутствует какая-либо заинтересованность с чьей-либо стороны (у управляющих компаний, полигонов, органов местного самоуправления либо других лиц) в создании инфраструктуры по переработке коммунальных отходов.

Федеральным законодательством предусмотрена обязанность региональных властей создать операторов по обращению с ТКО, при этом возможен выбор между двумя моделями. Первая модель – это создание единого регионального оператора по типу фонда, который осуществляет сбор платы за капремонт жилья. Вторая модель – создание операторов в каждом муниципалитете. На сегодняшний день в РК нет решения о том, какая модель будет выбрана и, собственно, ни один оператор не создан до сих пор.

Поскольку плата за обращение с ТКО будет введена в ближайшее время (ориентировочно с «01» января 2017 года), необходимо как можно скорее решить вопрос с определением методики расчета данной платы. На сегодняшний день такая методика в РК отсутствует. Соответственно, нет понимания того, где какая плата будет установлена.

Предложения:

1) в действующих условиях рассмотреть возможность предъявления управляющими компаниями платы за утилизацию и/или захоронение коммунальных отходов (разработать механизм предъявления платы, определить методику расчета платы и пр.) до введения единой комплексной платы за обращение с ТКО;

2) разработать предложения по установлению нормативов захоронения и переработки ТКО (таким образом будет введена обязанность переработки ТКО);

3) в качестве основного варианта решения по выбору модели использовать так называемую децентрализованную модель создания операторов по обороту ТКО, т.е. в каждом муниципалитете должны быть созданы свои операторы, которые будут собирать плату и осуществлять контроль за обращением ТКО;

4) выступить с законодательной инициативой об установлении методики расчета платы за ТКО (времени до введения платы осталось крайне мало).

Имея негативный опыт деятельности оператора по сборам платы за капремонт жилья при регулировании деятельности оператора или операторов по обращению с ТКО необходимо разрешить следующие задачи.

1) Провести широкомасштабную информационную кампанию с населением по разъяснению порядка расчета платы, взимания ее с граждан, а также о необходимости ее внесения.

2) В ближайшей перспективе принять соответствующие решения о создании оператора или операторов по обращению с ТКО, а также сформировать необходимую правовую базу его или их деятельности на региональном и муниципальных уровнях.

3) Обеспечить контроль со стороны руководства каждого муниципалитета за заключением всех необходимых договоров между всеми участниками сферы по обращению ТКО для осуществления этой деятельности (при этом следует учесть, что данная деятельность носит непрерывный характер и не может быть остановлена на какое-то время).

4) Обеспечить льготный режим предоставления земельных участков организациям, осуществляющим переработку ТКО либо выразившим намерения по осуществлению такой деятельности.

5) Обеспечить включение платы за обращение с ТКО в общую квитанцию с иными жилищными и коммунальными услугами (в противном случае собираемость платы будет сопоставима с уровнем сборов по оплате капремонта).

6) При определении агента по сбору платежей платы за обращение с ТКО обязать его заключить договоры со всеми учреждениями банков и ФГУП «Почта России» на прием платежей (а не замыкаться только на каком-то одном, как это было сделано в республиканском фонде по сбору платы за капремонт).

7) Правительству РК и Администрациям МО ГО РК сформировать прогноз по сборам платы за обращение с ТКО и определить достаточность финансирования всех участников сферы по обращению с ТКО (начиная со сбора и транспортировки, заканчивая утилизацией и захоронением отходов).

8) После анализа принимаемых решений и формирования прогноза на республиканском и муниципальном уровнях определить наиболее приемлемые сроки и порядок перехода на новую систему расчетов за обращение с ТКО.

9) Экспериментальное введение компенсационной платы за захоронение и утилизацию ТКО управляющим компаниям до введения новой системы расчетов платы за обращение с ТКО.

Общий комментарий. Данные мероприятия – это всего лишь необходимый минимум того, что предстоит сделать для нормальной работы системы по обращению с ТКО. Если будут совершены ошибки – последствия будут намного хуже, чем в ситуации с капремонтами. Если капремонт можно перенести по времени, то вывоз мусора – это процесс, который прерываться не может, поэтому любой сбой в этой системе будет иметь в первую очередь последствия, крайне неблагоприятные для всех нас: мы можем просто утонуть в море мусора.

Для справки: собираемость платы за капремонты в Воркуте в лучшем случае достигает 25 %. Для нормальной работы предприятий по обращению с ТКО требуется собираемость платы не менее 75 % (а при нынешней расчетной плате свыше 100 %, поскольку на сегодняшний день эта деятельность в Воркуте является убыточной).

Если плата будет предъявляться в отдельных квитанциях по типу платы за капремонт жилья, первые нормальные платежи начнут поступать через 2 – 3 месяца. Будет такое же недоверие, которое может вылиться в некий протестный отказ от внесения платы за обращение с ТКО. Соответственно, перспективы финансирования деятельности по обращению с ТКО также становятся весьма туманными. Возможный итог:

– существенное ухудшение качества услуг по вывозу ТКО, связанное в первую очередь с сокращением периодичности вывоза отходов;

- возможная необходимость компенсации расходов оператора или операторов по обращению с ТКО из бюджетных источников вследствие недостатка денежных средств для оказания услуг в соответствие со всеми нормативными требованиями;

- банкротство предприятий-участников сферы по обращению с ТКО вследствие недостатка финансирования их деятельнос

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru