войти кнопки соц.сетей
6 ноября 2017 в 05:43

От Дредноута до Ямато и Айовы. Линкоры: возникновение, расцвет и ....

Пердистория

С момента появления на боевых кораблях пушек, их располагали по бортам. Борт длинный - вдоль борта можно поставить много пушек. Корабли выстраивались в линию, чтобы максимальное количество бортов были обращены к противнику, чтобы максимальное число пушек могли одновременно вести огонь. Самые мощные артиллерийские корабли стали называть "линейными кораблями", а главная тактика в сражении заключалась в том, чтобы пересечь курс линии кораблей противника - "пересечь Т". Противник практически лишался возможности вести огонь, попадая под шквал бортовой артиллерии всей "линии".

14-15 мая 1905 года произошло сражение российского и японского флота в Цусимском проливе. Российская эскадра, возглавляемая восемью эскадренными броненосцами, была разгромлена и уничтожена япоской эскадрой, имевшей только четыре броненосца 1-го класса. Английские офицеры, присутствовавшие на японских броненосцах в качестве наблюдателей, сделали выводы:

<ol>

  • В сражении между флотами имеют значение только самые большие корабли, с самой мощной и дальнобойной артиллерией.
  • Из всех видов артиллерии на больших броненосных кораблях имеет значение только самый большой калибр - самые дальнобойные пушки.
  • Критически важна концентрация огневой мощи. Для этого корабли должны иметь возможность сосредоточить максимум артиллерии в одном направлении - по одному борту.
  • Для раелизации пункта 3, орудия главного калибра должны располагаться в бронированных поворотных башнях.

</ol>

Выводы были приняты к исполнению.

HMS Dreadnought

2 октября 1905 года, меньше, чем через пол года после Цусимы, на верфи в Портсмуте был заложен корабль, получивший название Дредноут, ставший родоначальником нового класса кораблей, которые сначала называли "дредноутами", а потом стали называть линкорами.

10 февраля Дредноут был спущен на воду и 3 октября 1906 года корабль был введен в состав флота Его Величества. В этот день все броненосцы всего мира, даже те, которые только закладывались на верфях, устарели и стали металлоломом.

Секрета никакого не было, да и быть не могло. Весь мир понял замысел британских корабелов.

Корабль нес 10 пушек калибром 305 мм, размещенных в 5 вращающихся башнях так, что 8 из них могли вести одновременный огонь на один борт. Броневая защита рассчитывалась так, чтобы снаряды того же калибра, как главный калибр самого корабля, не могли бы пробить броню на дистанции, превышающей дальность настильной стрельбы орудий ГК. Адмиралтейство осозновало важность скорости и маневренности корабля в бою. Скорость (21,6 узла) и маневренность позволяли Дредноуту навязывать противнику условия и дистанцию огневого контакта. Таким образом, корабль получил возможность ведения "линейного боя" почти всеми орудиями главного калибра (ГК).

В тот день, когда Дредноут был спущен на воду, он стал способен, даже один, потопить флот из многих обычных броненосцев. Поэтому все морские державы мира срочно бросились переделывать новейшие, только строящиеся броненосцы в "дредноуты". И началась "дредноутная гонка", ставшая прологом Первой Мировой войны.

Первая Мировая (Великая) война

Как учил нас товарищ Маркс, мировая война должна была разразиться между колониальными империями "за сырьевые рынки и рынки сбыта". Заморские колонии были и тем, и другим. Самой большой колониальной империей были, конечно, Британская Империя и Франция, у которых Германия и Австрия хотели оттяпать заморские владения, а для этого требовался флот, способный победить Флот Его Величества. Не зря Великобританию тогда называли Владычицей Морей.

Шутка истории - Первую Мировую войну, войну за заморские владения, начали Германия и Российская Империя, которая, особенно после русско-японской войны 1905 года и Цусимы, особыми амбициями на морях не шиковала. Российская Империя колоний за морями не имела. Колонии России примыкали к ней по сухопутным границам. Но Александр II , батюшка Николая Кровавого, заключил тайный союз с Англией и Францией против растущих аппетитов Германии, который стал называться Антанта (Согласие). Хотя император Николай II и кайзер Вильгельм были кузенами и лично очень дружили, но на волне русского национализма и пан-славянизма, Россия не могла не вступиться за "угнетенных православных братьев", что и стало поводом к войне между Россией с одной стороны и Австрией с Германией - с другой. Россию охотно и быстро поддержали Великобритания и Франция, выполнив свой союзнический долг. И понеслось... В морях вцепились друг в друга британский "гранд флит" и германский "флот открытого моря". Главное морское сражение произошло 31 мая/1 июня в Северном моря у мыса Ютланд. И хотя "грант флит" ввел в сражение целых 28 линкоров, а кригсмарине только 16, британцы потеряли больше кораблей и больше личного состава, чем немцы. Но ни один линкор ни с одной из сторон потоплен не был. Германия объявила себя победившей стороной, но кайзер повелел отвести флот "открытого моря в бызы" и больше не высовываться. Тем самым, кайзер поставил крест на задачах, ради которых Германия полезла в войну. Когда Германия капитулировала, союзники потребовали сдачи флота, который отправился в главную базу англичан Скапа Флоу, где гордые германские моряки, чтобы не отдать корабли врагу, открыли кингстоны и весь флот лег на дно.

Межвоенный период

После окончания Великой войны, понимая, что истинной причиной мировой бойни были интересы по переделу колониального мира, инструментом которого были флоты, для избежания будущих конфликтов на этой почве, США предложили правила ограничения морских сил, которые были оформлены Вашингтонским Морским Соглашением 1922 года. США, Англия, Япония, Франция и Италия договорились ограничить общий тоннаж "капитальных кораблей" (линкоров и линейных крейсеров), максимальное водоизмещение единичного корабля (до 45 тысяч тонн) и размер главного калибра (до 406-мм). Германия, согласно Версальскому Договору" не имела права на "флот открытого моря".

Англия, Франция, Италия и США придерживались ограничений, наложенных Вашингтонским соглашениями.

Англия строила линкоры семейства Кинг Джордж V. Водоизмещение до 43 тысяч т, главный калибр 356 мм

Италия строила элегантные линкоры типа Литторио: водоизмещение 45236 т, главный калибр 381 мм

Франция строила линкоры-красавцы класса Ришелье: водоизмещение 44708 т, главный калибр 380 мм

В США строились линкоры класса Северна Каролина: водоизмещением 44379 т, главный калибр 406 мм - точно по Вашингтонскому Договору.

Япония вскоре начала тайно нарушать Договор, запустив проектирование линкоров, далеко выходящих за рамки ограничений. В 1937 году на верфи Куре, в "мирном городе" Хиросима, была начата постройка супер-линкора Ямато, более, чем вдвое превосходящего ограничения по водоизмещению (72810 т) и величине главного калибра (460 мм). Но про Ямато - позже.

За год до Ямато, в Германии началось строительство первого послевоенного германского линкора Бисмарк. Англичане и американцы занервничали, но Гитлер утверждал, что корабль соответствует ограничениям Договора, а Германия нуждается в парочке таких кораблей для защиты своей территории и путей морских сообщений. Англичане, французы и американцы немного успокоились - если германские линкоры будут соответствовать ограничениям Договора и их будет только 2, то опасаться особо нечего. Французский и британский флоты значительно больше, имеют множество кораблей такого уровня и без труда справятся с германскими линкорами, если возникнет необходимость. Большая ошибка...

Линкоры Бисмарк и Тирпиц

Конечно же, немцы врали, скрывали истинные параметры своих новых линкоров. Это были корабли-монстры, по тем временам, водоизмещением около 51 тысячи тонн. Правда, главным калибром они за ограничения Вашингтонского договора не выходили - это было бы невозможно скрыть даже на стадии строительства. Поэтому немцы "ограничились" 8 орудиями 380-мм ГК в 4 двухорудийных башнях. Корабль был одним из самых быстрых среди линкоров, мог развивать скорость до 30 узлов. Имел мощное бронирование 320-360 мм и самые передовые, по тому времени, радары. Немецкие конструкторы создали лучшие в мире оптические системы прицеливания, продемонстрировавшие свою эффективность в первом же бою. Корабль был построен чрезвычайно прочно и с высокой степенью непотопляемости. К слову, англичанам так и не удалось его потопить. Пылающий как факел, с разоравнной вклочья палубой, с разбитыми орудийными башнями, получив немало торпед, Бисмарк упрямо держался на воде и затонул только тогда, когда оставшиеся в живых германские моряки открыли кингстоны. Так он и ушел под воду, не спустив флага.

Мужество врага - все равно достойно уважения и почета. Англичане выловили из воды некоторое количество немецких моряков, оказали им почет и уважение. И в плену моряки Бисмарка также пользовались особыми (для военнопленных) привелегиями.

18 мая 1941 года линкор Бисмарк вышел в свой первый и последний поход в сопровождении тяжелого крейсера Принц Ойген. 21 мая о выходе кораблей узнало Адмиралтейство в Лондне. На перехват Бисмарка и Принца Ойгена англичане выслали новейший линкор Принц Уэлльский и гордость британского флота линейный крейсер Худ, который по вооружению даже превосходил линкор, которого сопровождал и не уступал Бисмарку.

Правда, у Худа была недостаточно толстая броня главной бронепалубы - всего 63 мм, тоньше лобовой брони многих британских танков. Это было ахиллесовой пятой корабля.

24 мая корабли встретились в Датском проливе. Бой начался в 5:35 утра с дистанции 22 км. Посылать в сражение новейший линкор Принц Уэлльский было чистой воды головотяпством. На корабле было ещё много неустраненных технических проблем, которые на ходу пытались исправить работники фирмы, построившей линкор и вышедшие в поход вместе с экипажем. Поэтому огонь ГК Принца Уэлльского был мало эффективным. Капитан Худа решил сблизиться с Бисмарком, чтобы избежать навесного огня орудий германского линкора, понимая, что бронепалуба крейсера для этих снарядов всё равно, что бумага. Худ рванул вперед, сблизился с противником до 15 км и тут капитан решил, что пора разворачиваться бортом, чтобы ввести в дело все пушки ГК. В момент разворота его и накрыл навесной залп... Снаряды Бисмарка прошили тонкую бронепалубу и разорвались в пороховом погребе в районе грот-мачты. Мгновенный взрыв разорвал корабль пополам. Из 1417 человек экипажа выжили только трое.

Получивший некоторые повреждения и оставшись в одиночестве, Принц Уэлльский предпочел отступить. Но и Бисмарк получил небольшие повреждения. В частности, была пробита топливная цистерна и корабль стал быстро терять запасы горючего. С таким повреждением нечего было и думать уходить дальше в Атлантику. Надо было уходить в порт для ремонта. Принц Ойген продолжил прорыв в Атлантику, а Бисмарк направился в порт Брест, во Франции.

Гибель Худа и отступление Принца Уэлльского, как громом поразила Англию. Это было позором и национальным унижением. 23 года все англичане твердо верили, что Худ - "непобедим". И вдруг... Первым залпом его разорвали вклочья проклятые тевтонцы. На охоту за "обидчиком" Бисмарком рванул весь хоум-флит. Из Гибралтара срочно вызвали авианосец Викториес, на котором базировались этажерки-торпедоносцы Свордфиш (рыба-меч).

Вы сами видите, что за "грозной боевой машиной" был этот Свордфиш. Тем не менее, эти этажерки уже имели настощую боевую славу, прилично потрепав итальянские линкоры на базе в Таранто 11 ноября 1940 года. Один линкор они полностью уничтожили и 2 потопили, но итальянцы позже сумели их поднять и отремонтировать.

Вот эти самолетики и нанесли Бисмарку решающий удар 26 мая. Одна из торпед Свордфишек заклинила руль линкора и повредила винты. Корабль начал выписывать медленные круги - тут его и застукали линкоры Родни и Кинг Джордж V, который пришли в сопровождении крейсеров и эсминцев. 406-мм снаряды Родни сначала разбили носовые башни Антон и Бруно, а потом вывели из строя и кормовые Цезарь и Дора. С близкой дистанции британские линкоры размолотили всё, что могли, бронепалуба была разорвана и из под неё поднимались языки пламени, мостик был разбит, Бисмарк полностью потерял ход. Тогда вперед вышли крейсеры Норфолк и Дорсетшир, всадившие в погибающик корабль 6 торпед калибра 533 мм. Но Бисмарк держался на плаву. И тогда немцы сами открыли кингстоны. Линкор Бисмарк ушел под воду в 10:39 утра 26 мая.

Британские историки называют этот бой "бесславной викторией". И тем не менее, это была победа. Германия вложила в Бисмарк больше средств, чем в строительство всех немецких танков, принимавших участие в сражениях на Курской Дуге. Бисмарк был одним из всего двух линкоров, которые кригсмарине могли выставить против всех флотов союзных держав. Итальянцы не высовывались за Гибралтар, а французский линкорный флот был расстрелян и частично потоплен английскими линкорами ещё 3 июля 1940 года. Оставшийся французский флот был заперт в Средиземном море и не принял никакого участия в дальнейшей войне.

Оставшийся у Германии линкор Тирпиц, однотипный Бисмарку, Гитлер загнал в фьорды Норвегии, где он и провел всю войну, пока не был потоплен английскими 5-тонными бомбами ТоллБой (вес 5,4 т). Но и у англичан страх перед Тирпицем был зело велик. Черчилль боялся его и сделал вопрос потопления последнего германского линкора идеей фикс. В 1943 году авериканцы прислали свой новейший линкор Айова с задачей сторожить Тирпиц и, если он попробует высунуть нос - уничтожить. Немцы знали и о задании и о шансах Тирпица против Айовы. Командование кригсмарине оценивало шансы Тирпица близкими к нулю. Айова была быстрее, могла вести прицельный огонь с выбором зоны поражения корабля противника уже с дистанции 35 км, имела более мощные орудия и лучшую бронезащиту. Когда Айова уходила возить Рузвельта на Тегеранскую конференцию, её сменяли 3-4 английских линкора...

Линкоры класса Айова

В 1938 году, в США начали поступать сведения о том, что Япония, в нарушение Договора, начала строительство линкоров с водоизмещением, предположительно, около 65-70 тысяч тонн и к ним делают орудия калибра 457 мм. Информация была очень тревожной. ВМФ США заказал проект очень быстроходного линкора, способного бороться с японскими монстрами. В 1939 году началось проектирование, а 27 июня 1940 года было начато строительство первого корабля в серии, линкора Айова.

Всего, до конца войны, успели построить 4 корабля этого типа: Айова, Нью Джерси, Миссури и Висконсин. Постройка ещё 2 запланированных кораблей этого типа, Иллинойс и Кентукки, была отменена в связи с окончанием войны.

27 августа 1942 года Айова была спущена на воду, а 22 февраля 1943 года вступила в состав флота. Линкоры класса Айова имели водоизмещение 58000 тонн, несли по 9 орудий калибра 406-мм в 3 трехорудийных башнях. Эти пушки могли забрасывать снаряды весом 1265 кг на расстояние до 38 км. Радарные прицелы и электро-механические вычислители позволяли даже ночью и в плохую погоду, с расстояния 35 км не просто попадать в корабль противника, но выбирать по какой части корабля стрелять. В теории боевого применения линкоров Айова против надводных кораблей противника говорилось, что, с дистанции от 35 км, следует одной из орудийных башен сосредоточиться на поражении кормовой части корабля противника фугасными снарядами, чтобы лишить противника хода и маневра. Две другие башни должны были бронебойными зарядами бить по орудийным башням противника. Я был на Айове (она сейчас стоит музеем в порту Лос Анжелеса) и самолично читал эти инструкции.

Ко времени вступления в строй Айов, после британской атаки на Таранто и японской на Перл Харбор, линкоры, бывшие главной ударной силой флотов, отошли на второй план, уступив место эскадренным авианосцам. Если до Перл Харбора считалось, что авианосцы входят в состав охранения и сопровождения линкоров, то теперь уже линкоры стали сопровождать и охранять авианосцы. Причина простая. Самые дальнобойные пушки самых мощных линкоров не могли забросить снаряд дальше 40-42 км. А авиация держала в зону поражения радиусом 500-800 км от авианосца. При этом, вероятность уничтожения кораблей противника самолетами была в десятки раз больше, чем артиллерией линкоров.

Имея мощное артиллерийское и зенитное вооружение, линкоры, главным образом, обороняли свои авианосцы от нападений с воздуха и океана. Когда японская авиация пыталась атаковать авианосцы ночью, эти авианосцы даже не открывали зенитного огня, чтобы не обнаружить себя. Хотя и на них зенитных средств было хоть отбавляй.

Другой задачей линкоров стала огневая поддержка десантов, высаживавшихся на островах. Но вот артиллерийские дуэли на долю этих линкоров не достались, хотя, я знаю, экипажу очень хотелось скрестить шпаги с единственным достойным противником - линкорами Ямато и Мусаси.

Линкоры Ямато и Мусаси.

Что сказать... Вершина линкоростроения. Самые большие, самые мощные, с самыми большими пушками в истории флотов, с самой толстой броней и фантастически живучие. Гордость и последняя надежда Империи. Ямато - древнее название Японии, святое слово для каждого японца.

Водоизмещение линкора 72 тысячи 810 тонн. Девять 460-мм орудий в трех орудийных башнях под броней толщиной 650 мм. Главный бронепояс 410 мм. Невероятное количество и разнообразие зенитной артиллерии: четыре 3-орудийные башни калибра 150 мм, 12 двухорудийных башен с 127-мм стволами, 52 трехствольные установки калибра 25 мм, не считая зенитных пулеметов калибра 13,2 мм. Разные по дальности и высотности, занетные средства создавали глубину и плотность огня.

Как я уже писал выше, Ямато был построен на верфи "мирного города" Хиросима, а его брат-близнец Мусаси - на верфи фирмы Митсубиси в "мирном городе" Нагасаки. Может хоть это знание заставит подавиться словами про то, как американцы уничтожали атомными бомбами "мирные японские города Хиросима и Нагасаки".

Ямато вышел в первый боевой поход в качестве флагмана объединенного флота к острову Мидуэй. Но в сражении участия не принимал. После потопления американцами всех 4 японских авианосцев, адмирал Ямамото приказал уходить на базу в Японии. Потом линкор простоял около года в базе на острове Трук. Там он получил торпеду от американской подлодки, отчего был затоплен кормовой пороховой склад. В апреле 44-го его подлатали и в ноябре Ямато вместе с Мусаси возглавили 1-ю группу кораблей, которая направилась выбивать американский десант с острова Лейте. В море Сибуян группа попала под удар американской авиации, взлетевшей с авианосцев. Ямато получил несколько попаданий, но остался в строю. А вот Мусаси повезло значительно меньше. Этот линкор получил сполна и пошел на дно. Но и добравшись до залива Лейте, всё, что удалось эскадре из линкоров и крейсеров, потопить 1 маленький авианосец сопровождения и три храбрых эсминца, которые разодрали один тяжелый крейсер и повредили другой. Адмирал Курита понял, что, продолжив бой, его эскадра имеет шанс попасть под удар эскадренных авианосцев, которые полным ходом несутся к полю боя, а вместе с авианосцами мчатся линкоры Миссури, Айова и Нью Джерси - пипец будет полный. Курита предпочел побыстрее отойти. Как выяснилось, он поступил правильно. Флот адмирала Быка Холзи опоздал к обеду всего на пару часов.

Последнее задание последнего линкора империи пришлось на 6 апреля 1945 года. Ямато получил приказ "в одну сторону" - прорваться сквозь американскую морскую армаду к Окинаве, выброситься на мель и стать артиллерийской батареей-камикадзе. Но добраться до Окинавы была не судьба.

За время 2МВ американские верфи ввели в состав флота ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ быстроходных (до 30 узлов) больших (до 35 тысяч тонн) эскадренных авианосца класса Эссекс. Каждый их эссексов нес авиагруппу из более, чем 100 самолетов. Авианосная группа направилась навстречу Ямато и кораблям его сопровождения. 257 самолетов атаковали японскую флотилию. Ямато за 2 часа непрерыных атак получил попадания 10 торпедами и 13 тонными авиабомбами. После чего корабль лег на борт, 406-мм снаряды сорвались с крепежа... Взрыв Ямато был виден за сотни километров. Столб пламени поднялся на высоту 2 километров, а грибовидное облако дыма - на 6 км. Из более, чем 3-тысячного экипажа выжили 269 человек.

Вместе с Ямато на дно отправились 1 крейсер и 4 эсминца. После взрыва Ямато амерканцы прекратили атаки на оставшиеся корабли, позволив им подобрать оставшихся в живых японских моряков.

Американцы потеряли 10 самолетов и 12 человек. Вот такая арифметика.

На этом эра линкоров завершилась. Последний исторический акт - подписание капитуляции Японии на палубе линкора Миссури, рядом с которым стояла на якоре Айова.

Потом были ещё Корея, Вьетнам, Ливан и Персидский залив, но эра линкоров-громовержцев завершилась. Авианосцы теперь ходят под охраной ракетных крейсеров типа Тикендерога и ракетных эсминцев типа Арли Берк. Там мощи ПВО и ПРО и так с избытком. Линкоры стали ненужны и их превратили в музеи.

 
 
0
инжеНегр

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru