войти кнопки соц.сетей
Последние публикации
18 марта 2018 в 10:52

Космическое мародёрство Кремля

Вы, наверняка, слышали хвастовство главного по ракетам Димки Рогозина, что дескать, Россия двигатели РД-180 поставляет для НАСА? Так вот этот двигатель со всей документацией давно собственность США, и Россия вынуждена покупать его у них. Кремль продал всё!

• Лунные фотошоперы NASA
• Как наши следили за американцами на Луне
• Путь фон Брауна в тупик
• Про американские лунные выходки
• Снова о Сатурне-5 и конусе Маха. А.И. Попов был прав!
• Лунная база
• Расчет доз радиации Аполлонов
• Голливуд на Луне и до нее
• Интервью С. Кубрика: я участвовал в лунной афёре NASA
• Л-к С. Савицкая на службе NASA и ЦРУ
• Цензура вопросов о лунной легенде NASA
• А. Попов: Бодряки с «орбиты». (факты и версии)
• Фальшивый цвет американской «Луны»
• 1975 г., ЭПАС: «Союз» летал, «Аполлон» - нет!
• «Звёздная слепота» NASA
• Влияет ли вранье NASA на зрение?
• Воспоминания ракетчика

Пришлось вот как-то прочитать две полярные статьи на одну и ту же тему:

РД-180. Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен» Андрея Шипилова

и
РД-180. О ракетных потоках лжи – реакция на неё Романа Скоморохова на

Дело, собственно, не в самих статьях или их авторах, а в том, что в них предоставлены гуляющие по Интернету и СМИ две крайние точки зрения на проблему поставок РД-180 из России в США. Забегая вперёд, скажу, что, как на мой взгляд, правы/неправы оба автора и истина, как водится, лежит где-то посередине. Впрочем, всякий прочий может эти статьи прочитать и сделать свой собственный вывод.

Тут пойдёт же речь о том, о чём авторы умолчали, либо недоговорили.

Итак,
РД-180 был создан в середине 1990-х годов на основе двигателя РД-170.
В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics.

Приведённая цитата из Вики несколько от лукавого.

Вот что сам Энергомаш говорит:
В начале 1996 г. проект двигателя РД-180 НПО Энергомаш был признан победителем конкурса на разработку и поставку двигателя первой ступени для модернизированной РН "Атлас" американской компании Локхид Мартин.
…Создание мощного двигателя первой ступени осуществлено в сжатые сроки, а отработка – на малом количестве материальной части. Подписав контракт на разработку двигателя летом 1996 г., уже в ноябре 1996 г. было проведено первое огневое испытание двигателя-прототипа, а в апреле 1997 г. – огневое испытание штатного двигателя.[1]

Другими словами, Энергомаш тендер выиграл в те времена суровые. Только вот Энергомаш не говорит, что это за конкурс был и с кем он соревновался. Неужто-то в те времена, как и в нынешние впрочем, у Энергомаша соперники были? И был ли тот конкурс вообще? Нет, конкурса не было – было нечто совсем противоположное конкурсу. И РД-180 был разработан НПО Энергомаш в результате совместной программы с Пратт енд Уитни, головным «конкурентом» в «конкурсе». Американе этого не скрывают и даже этим гордятся.
Designed and developed by NPO Energomash under joint program with P&WR.[2]

Обращает на себя внимание скорость этого designed and developed – ни один двигатель в мире с такой скоростью не создавался.
Подписав контракт на разработку двигателя 5 июня 1996 г., уже 15 ноября 1996 г. было проведено первое огневое испытание двигателя-прототипа, а в апреле 1997 г. – огневое испытание штатного двигателя.[3]

Т.е., Энергомашу всего 5 месяцев, 1 неделю и 3 дня понадобилось на распиливание советского РД-170/171 пополам. А ещё через такое же время – огневое испытание штатовского двигателя. Кто и сколько распилил при этом денег народа США (и пилит до сих пор) – молчат, естественно, обе стороны. Ибо, ясен день, весь этот designed and developed свёлся к конструктору Лего, т.е. банальной перекомпоновке россиянами уже designed and developed одного советского изделия в половину американского. Притом при всём, что к технике этот фокус не имеет ни малейшего отношения.

Посмотрите на приведённую ниже схему продажи RD-180. Двигло это не Россия Америке продаёт, и не Энергомаш фирме Pratt & Whitney или компании ULA, а торгует ими некая прокладка RDAMROSS, U.S. company est. 1997. Со всеми там лицензиями, правами, техдокументацией, технологиями и прочим.


И в этой прокладке Pratt & Whitney Rocketdyne и NPO Energomash имеют fifty-fifty. Несмотря на то, что НПО Developer/designer of RD-180 using RD-170 heritage и Produces RD-180 engines for Atlas launch vehicles, а P&WR когда-то turbopump разработала и изготовила for SSME, т.е. для… Шатла (каким он тут боком?). Однако есть в табличке P&WR и то, что к РД имеет отношение, но не с области designed and developed – это бабки нашлись (Funding source for RD-180 development).

Но прикол не в этом – это «нормально» для нормальных пацанов. А прикол в том, об чём нормальные пацаны тереть базар не любят и попросту держат публику за лохов.

Так, например, уже не одну пятилетку гуляет басня о том, что за прошедшие двадцать лет «передовые» американские технологии так и не сумели освоить «старые», сорокалетней давности, советские. И это правда. По словам Глушко, только на создание уникальнейшего турбонасоса к РД-170 ушло почти 10 лет. По сравнению с этой проблемой остальное было, так бы это сказать, не очень. А посему америкосы и офигели от увиденного. И это тоже правда – даже фильму сняли про ракету, которая пришла с холода.

А вот о чём пацаны умалчивают, удерживая в зубах очередные пачки долларов, так это о том, что те же самые амеры оказались совсем не лохами, а как-бы наоборот. Эти «лохи», особо не заморачиваясь с технологиями (а на хрена что-то там выдумывать, если оно уже всё давно придумано), взяли да и разместили производство своих РД-180 на готовых площадях.

Вот-вот – это то, о чём Вы подумали. Что АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко», вкупе со своими контрагентами по всей России, опять «выиграло» тендер на производство своих же родных, из своих же материалов, но уже двигателей фирмы Pratt & Whitney. Красиво, не правда ли?

Это как «Протоны» с американской биркой, это как «американская» МКС, на которую те своим ходом добраться не могут…

И вот на топваре некто Роман Скоморохов эту красоту разнёс в пух и прах, не заметив, что в пух и прах разнёс и самого себя выводом №4:
РД-180 производится исключительно в России, российскими руками и из российских материалов. Единственный материал, который предоставляет США – это доллары.[4]

Так никто ж и не спорит против ключевой комплектующей детали. Это доллары, это доллары и, ещё раз, это доллары. И ни одна ракета в мире, окромя американских, на этом великолепном «американском» двигателе в космос не летала. Включая ракеты российские. Почему? Да потому что RDAMROSS, U.S. company est. 1997 их не экспортирует. В том числе и в Россию. Невероятно красиво, не так ли?

Посему и случился шкандаль – 7 октября 2011 года глава Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил о принятии Правительством России и руководством ракетно-космической отрасли решения остановить находящуюся на стадии бумажного проектирования разработку новой ракеты-носителя для пилотируемых запусков «Русь-М».

Вот эту

У которой двухдырочные движки в заду торчат. РД-180. Но с буквой «В». Ну, это понятно – распилим советский РД-170/171 теперь уже не вдоль, а поперёк и получится новый, ни капельки не похожий на американский РД-180 движок. Но не тут-то было – оказалось, что как не пили, а всё равно те же яйца, только в профиль, получаются. И всё равно у американцев надо своё же покупать за ихние же комплектующие это доллары.

United Launch Alliance (читай НАСА) так и пишет в разделе Проблемы (Challenges).

Специально привожу скриншот со стр. 9 буклета с уникальным подчёркиванием and. (Честно говоря, впервые встречаю такой нюанс в официальных и полуофициальных бумагах). Побитовое «И» – не может Россия никак нарушить экспортные законы США, а США России. Это даже разбушевавшийся на топваре некто Роман Скоморохов признал.
РД-180 – это экспортный вариант, который создан для «Атласа» и может эксплуатироваться только на нем при участии альянса ULA.
Техническая документация действительно была передана. Но не потому, что это «спешил фор ЮЭсЭй». В рамках лицензии на производство, действующей до 2030 года, американцы имели полное право на выпуск этого двигателя у себя. Но не смогли.

Да, не шмогли. И даже не пробовали. Да и на фиг было пробовать, если и так всё путём. С высочайшим качеством.

Но это ещё полбеды. Настоящая беда в пятом пункте резюме Скоморохова:
5. Из пунктов 3 и 4 следует, что это российский двигатель. США в целом и «Pratt & Whitney» в частности могут идти лесом со своими правами в отношении РД-180 хотя бы потому, что уже было разработано следующее поколение двигателей.

Сколько не повторяй слово халва…

Ну а насчёт следующего поколения двигателей читаем от 19 июня 2013
Двигатели для «Русь-М» проектировались на основе двигателей РД-180.
…По словам Солнцева, конструкторы уже завершили этапы эскизного и технического проектирования нового двигателя, однако из-за невозможности использовать их где-либо кроме как в ракете «Русь-М» работы пришлось свернуть.
…Ранее, в октябре 2011 года программа «Русь-М» была прекращена.[5]

Удивительное рядом – по «Русь-М» работы свернули в 2011-м, а над движками, которые кроме как в ракете «Русь-М» невозможно использовать, только в 2013 году научно-производственная организация «Энергомаш» прекратила работу (Вики).

Вот это и есть полная беда – если для распила советского РД-170 вдоль для американцев всего 5 месяцев понадобилось, то распил в поперёк для себя не получился. Все равно РД-180 выходил, даже букву не удалось прицепить. Два года работы над двигателем, который не будет использоваться – это что? А то, что РД-170 и его сынок РД-180 – это гениальнейшая разработка, которую за три года не смогли превзойти даже его родители! Даже на бумаге! И это за бесценок было продано за бугор. Конечно же амеры и не пробовали его даже повторить. В рамках лицензии на производство, действующей до 2030 года

В пункте резюме № 6 Скоморохов по этому поводу злорадствует
6. В США сегодня делаются титанические усилия, чтобы уйти от российской зависимости в средних стартах.

Не хочется аналогично Скоморохову злорадствовать, но то, что в США сегодня делаются титанические усилия – это весьма похвально для США, а вот в России такие же усилия уйти от американской зависимости закончились вчера. Разработка РД-180В тому факт. И остался только пропиленный вдоль и поперёк РД-170/171 под названием «четвертушка» РД-181 на украинский американский «Антарэс» (тоже за 5 месяцев распиленная для амеров) да аналогичная «четвертушка» РД-191 для «Ангары» (для своих распил – 13 лет! И как это ещё на него Штаты лапу не наложили…)

Выход из дурацкой ситуации, при которой у самих себя надо покупать свои же двигатели через американского посредника (и ещё не факт, что он их продаст!) на первый взгляд очевиден и прост – да пошли вы… лесом со своими правами… Что и предлагается Скомороховым, СМИ, патриотами на форумах и на кухнях. Туристический НАСА-поход лесом, безусловно, был бы очень сильным. Но, к сожалению, он невозможен в принципе.

А принцип этот принципиально заключается в правильных понятиях правильных пацанов. Нарушив лицензионное соглашение до 2030-го года, эти пацаны, у которых анижедети, недвижимость, деньги и прочие непосильным трудом нажитые активы благополучно пребывают в тех же краях, где и РД-180 летает, знают, что они тут же утеряют такие суммы, что стоимость тех РД-180 базарной мелочью разменной покажется. А это уже будет не общенациональная беда, это уже будет большое личное горе не по понятиям.

И два слова о санкциях. Скоморохов решил поиздеваться.
Здорово, да? Конгресс США разрешил «Энергомашу»… Ну ну.

Обуявшая бессильная злоба затмила сознание. Ну ну.

Правительства стран, вводящих санкции против кого-то, не имеют юрисдикции на территории этого кого-то. Ни их суды, ни их президенты, да просто никто не может что-то разрешить или запретить на неподконтрольной им территории. Просто потому, что она им неподконтрольна. А вот на территории своей страны запретить можно что угодно, насколько власти хватит. Вот и вводятся санкции против своих же компаний, против своих же бизнесменов, против своих же организаций. Притом практически всегда в убыток их капиталу. Наживается на этом только капитал политический. Так что ничего Конгресс США не разрешал и не запрещал государственному Энергомашу. Да и не мог он этого сделать, и даже не собирался – не скоморохи же там сидят с дураками.

А вот поприжать «Pratt & Whitney» или RDAMROSS тот же Конгресс США может легко. Так за что на него сердиться? Злобствовать надо супротив тех, кто страны кусок (двигатели – это тоже страна) продал с потрохами в 1996-м, кто и сейчас имеет свои фифти-фифти в American/Russian Rocket Engine Joint Venture или ещё каких-то там U.S. company.
Что ж тут неясного?

Что же касается самой статьи РД-180. Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен», то с ней как-то всё очень просто – хатим, бля!, плонируем, нах! – это ещё бессмертный Хома Брут с Большого Форума говорил.

И это то единственное, чему НАСА Роскосмос научила.
Visitor
 
 
0
+6091
Aldanov

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru