войти кнопки соц.сетей
1 октября 2018 в 18:15

О мерах по подготовке к разработке концепции государственной алкогольной политики Республики Коми

Как мы уже сообщали, в Коми региональном отделении партии состоялось очередное заседание дискуссионного клуба обсудившего актуальные проблемы борьбы с алкоголизацией населения. Участниками дискуссии предложен комплекс идей, практическая реализация которых, позволит смягчить остроту актуальнейшей проблемы алкоголизации населения. Проведение дискуссии показало, что Коми региональное отделение партии, в соответствии с заявленными человеко-ориентированными программными установками стремиться практически решать насущные, актуальные проблемы людей, является партией практических дел.

В экспертном материале, подготовленном экспертом партии, кандидатом философских наук Владимиром Теребихиным к заседанию дискуссионного клуба, представлен краткий анализ социогуманитарного развития республики, обозначена общая интегральная социогуманитарная (антропологическая) ситуация в регионе, как фон и социальный фактор оказывающий влияние на алкогольную ситуацию, дана оценка алкогольной ситуации и эффективности региональной государственной алкогольной политики.

Экспертом предложен комплекс первоочередных государственно-управленческих мер по проектированию и реализации системной государственной региональной алкогольной политики, в том числе, принятие Правительством РК решения о разработке «Концепции государственной алкогольной политики в Республике Коми» которая должна стать научной основой для принятия республиканской целевой комплексной программы по профилактике пьянства и алкоголизма, разработки соответствующего закона и других корреспондирующих нормативных актов.

Учитывая общественную значимость проблемы снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Республики Коми, Коми региональное отделение партии знакомит партийную общественность с полным текстом экспертного материала.

(предложения эксперта КРО партии «Единая Россия», кандидата философских наук Владимира Теребихина к круглому столу).

· «Нужно использовать в борьбе с алкоголизацией населения все средства. И одно из этих средств ... с помощью культуры, повышения интереса к спорту, физической культуре»

«Мы …должны обращать внимание на борьбу с алкоголизацией населения и продолжать эту борьбу аккуратно, только не так, как это было в конце 80‑х годов, чтобы действия государства не приводили к тому, что недоброкачественный алкоголь будет появляться подпольно. Но действовать в этом направлении точно нужно, не забывая про другие составляющие, связанные с повышением продолжительности жизни и со здоровьем граждан Российской Федерации»

В.В. Путин - Президент России

«Борьба с алкоголизмом может быть эффективной лишь на системной и долгосрочной основе. Естественно, нужен целый комплекс мер».

Д.А. Медведев, председатель Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председатель правительства Российской Федерации

О некоторых аспектах социогуманитарной ситуации в республике как общем фоне, общем социальном факторе, влияющим на состояние алкогольной ситуации.

Несмотря на целый комплекс позитивных тенденций в социогуманитарном развитии республики достигнутых после избрания Главой РК С.А. Гапликова, общая социально-гуманитарная ситуация в регионе оценивается как достаточно сложная.

Республика Коми «входит» в группу "регионов - аутсайдеров" по уровню сбалансированности развития экономической и социальной сфер. В регионе отмечается существенная ассиметрия, межсферная поляризация, несбалансированное развитие экономической и социогуманитарной сфер общественной жизни. Так, по целому ряду важнейших качественных показателей социогуманитарного т.е. человеческого развития, регион занимает в «российском субъектном табеле о рангах», рейтинговые позиции неадекватные его экономическому потенциалу. При 8 месте в РФ по валовому внутреннему продукту на душу населения, и 25 месте по интегральному индексу социально-экономического развития регион занимает низкие рейтинговые позиции среди субъектов РФ и СЗФО по целому ряду интегральных индикаторов качества жизни и «качества качеств» населения, (по данным за 2016 -2017 годы и январь-июль 2018 года):

.

(8 место в РФ и 3 в СЗФО за первое полугодие 2018 года);

(12 место в РФ и 3 место в СЗФО за первое полугодие 2018 года).

20 место по смертности от алкогольных отравлений;

.

В республике, наряду с достижением некоторых позитивных изменений в «качестве качеств населения», например, повышении продолжительности жизни, снижении уровня смертности и некоторых других, отмечается ухудшение ряда качественных характеристик населения, что выражается в «тенденциях – процессах» старения населения, превышении удельного веса пожилого поколения над детским в структуре населения, снижении уровня и потенциала здоровья, снижении репродуктивного потенциала, в том числе, уменьшении удельного веса трудоспособного населения и женщин фертильного возраста, увеличения мужского бесплодия, высокий разрыв в продолжительности женщин и мужчин, снижения потенциала здоровья детей, полученного при рождении.

В регионе отмечается гендерная диспропорция, сверхсмертность населения от предотвратимых причин смерти, высокая смертность трудоспособного населения, повышение уровня инвалидизации, высокий уровень внебрачных сожительств и др. Значительны масштабы экономических потерь от заболеваемости, инвалидности и смертности. Предположительно, эти потери составляют от 5 до 8 процентов ВРП.

Высокий (в 2 раза превышающий среднероссийский и средний по СЗФО) уровень и рост смертности от самоубийств, и убийств, существенное снижение рождаемости, высокий уровень миграционной убыли, уменьшение браков, высокий уровень убийств (в 2 раза превышающий среднероссийский и средний по СЗФО) и ряд других индикаторов свидетельствуют о дискомфорном социопсихологическом настроении, об ухудшении социально-психологического самочувствия населения региона, общественного психического здоровья.

Согласно Государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году» Республика Коми относится к группе 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим уровнем влияния комплекса негативных санитарно-гигиенических факторов на состояние здоровья населения», в том числе, «факторов образа жизни, формирующих негативные тенденции в состоянии здоровья населения». Основными негативными факторами, отмеченными в докладе, являются: чрезмерное злоупотреблением алкоголем, табакокурение, несбалансированное питание.

В регионе многие качественные индикаторы, характеризующие социо-психологическое, духовно-нравственное здоровье (самоубийства, убийства, преступность, алкоголизация, наркотизация, аборты, разводы, внебрачные сожительства и др.), превышают пороговые, предельно - критические значения «параметров порядка» социогуманитарного развития.

В республике сохраняется на относительно высоком уровне социальное неравенство, избыточная социальная поляризации населения, социальная дисгармония, разрыв в доходах бедных и богатых (индекс Джини, коэффициент фондов, индекс Кейтца), высока численность населения имеющего доходы ниже прожиточного минимума, что противоречит конституционному статусу Республики Коми, как социального субъекта.

В регионе, как и в целом по Российской Федерации, не обеспечено достижение всего комплекса целевых индикаторов человеко-ориентированных «майских указов» Президента РФ 2012 года.

Негативные тренды социогуманитарных процессов в регионе сохраняют в 2018 году основные интегративные «характеристики – состояния».

В 2018 году регионе отмечается:

демографический кризис - превышение смертности над рождаемостью, естественная убыль, переход в режим кризисного воспроизводства населения;

увеличение темпов снижения рождаемости;

снижение реальных располагаемых доходов населения;

увеличение численности бедного населения;

рост самоубийств и убийств.

В республике каждое второе (55,4% всех преступлений или 6322 преступления в прошлом году было совершено лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Этот показатель один из самых высоких среди регионов России.

В регионе при некотором снижении, высоким остается уровень смертности от отравлений алкоголем и в целом, уровень смертности от причин, связанных с алкоголизацией. Коэффициенты алкогольной смертности в республике превышают среднероссийские и средние по СЗФО.

Уровень потребления спиртного значительно выше рекомендуемого ВОЗ «порога безопасного потребления.

По нашему мнению, одной из многомерных причин формирования кризисной алкогольной ситуации в Коми, является отсутствие системной государственной алкогольной политики, что привело к фактической неуправляемости процессов алкоголизации населения.

Существующая современная региональная алкогольная политика:

по своему содержанию и эффективности неадекватна кризисной остроте проблемы алкоголизации населения республики. Ей присущи неопределенность, противоречивость, непоследовательность, односторонность.

Ее содержание ограничивается в основном формальными административно-правовыми мерами по контролю за производством и оборотом алкоголя и формальными, спонтанно определяемыми ограничениями доступности спиртных напитков.

Хотя, как известно, причины приобщения населения к алкоголю лежат не в сфере производства и продажи спиртных напитков, а в сфере человеческих, духовно-нравственных, социально-психологических отношений, конкретных жизненных условий. Причины массовой алкоголизации — это сложная совокупность самых разнообразных по содержанию и значимости условий и факторов. И только обеспечение необходимого воздействия на всю совокупность может стать средством достижения позитивных изменений в сложившейся ситуации. А поэтому меры по запрещению и ограничению доступности спиртных напитков (при всей их важности и значимости) не могут составлять основного содержания региональной государственной алкогольной политики.

При этом, конечно же, научно-обоснованный комплекс мер

по снижению фальсифицированной и контрафактной алкогольной продукции,

внедрение современных стандартов производства и оборота алкогольной продукции

организация эффективного контроля (надзора) за соблюдением заложенных в них требований к качеству вин и спиртных напитков,

набор научно-обоснованных и согласованных с общественностью мер по регулирования доступности алкоголя, является важнейшим компонентом алкогольной политики.

И хотя эти ограничения сами по себе не в состоянии изменить уровень потребности населения в алкоголе, при разумном применении они способны уменьшить негативные последствия употребления алкоголя. Необходимо иметь ввиду, что каждая из ограничительных алкогольных мер имеет свои рамки или пределы, переход за которые делает их неэффективными или даже порождает отрицательный эффект, создавая конфронтацию властей, бизнеса и населения.

Несмотря на остроту проблемы в республике нет комплексного закона, регулирующего вопросы профилактики и борьбы с алкоголизмом, а также лечения и социальной реабилитации больных алкоголизмом. Отсутствие четкого определения полномочий, связанных с деятельностью по вопросам профилактики и борьбы с алкоголизмом, затрудняет реализацию необходимых мер по осуществлению качественной профилактической работы, приводит к ослаблению межведомственного взаимодействия.

Исходным положением в оценке существа проблемы пьянства и алкоголизма должно стать ее понимание как высоко социально значимой, системной, многоуровневой и многоаспектной проблемы, в центре которой находится личность, взаимодействующая с социальной средой. Защита личности от негативных влияний, формирующих у нее зависимость от алкоголя, обеспечивается воздействием средовых факторов разного уровня: семьи, малых неформальных групп, коллективов, других различных социальных институтов, общества в целом. Объектом защиты должны явиться не только больные алкоголизмом или члены их семей, но и все граждане, так или иначе страдающие от негативных последствий пьянства и алкоголизма, а главное - подрастающее поколение.

Исходя из вышесказанного, и учитывая политические установки Президента России и Председателя Правительства и необходимости системной деятельности в сфере осуществления государственной гуманитарной политики и, в том числе, политики противодействию злоупотребления алкоголем, как мы полагаем, среди комплекса первоочередных государственно-управленческих мердолжно быть принято решение Правительства РК о разработке научно обоснованной, теоретико-прикладной «Концепции государственной алкогольной политики в Республике Коми». Можно предложить ряд других возможных вариантов ее формулировки: государственная политика по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения или государственная политика по противодействию злоупотребления алкоголем.

При этом, во всех европейских странах эта политика называется алкогольной политикой. Кроме того, поясним, что государственная политика не может быть антиалкогольной, поскольку тогда необходимо прекратить производство и продажу всей алкогольной продукции, запретить потребление спиртного в стране. Антиалкогольной может быть только система государственного антиалкогольного воспитания населения, прежде всего, молодежи, как важнейшая составная часть государственной алкогольной политики. При этом, безусловно, что приставка «анти» в полной мере применима в номинировании следующих государственных политик: антинаркотическая, антикриминальная, антикоррупционная.

Оформленная законодательно, данная концепция может быть положена в основу широкого комплекса мер, реализация которых будет способствовать повышению эффективности усилий Правительства РК, Госсовета, институтов гражданского общества по решению проблемы пьянства и алкоголизации, в том числе:

по изменению существующей специфической культуры потребления алкоголя (водочной модели), как весьма значимого фактора повышенной алкоголизации населения,

формирования здорового образа жизни, максимального использования имеющихся материально-финансовых, культурно - воспитательных, креативно-досуговых, семейных и иных ресурсов деалкоголизации населения, включая широкое внедрение идеологии здорового образа жизни, формирования самосохранительного поведения населения, использования влияния традиционных религиозных конфессий и общественных организаций по профилактике алкоголизации населения, формированию в регионе массового общественного движения «Трезвая Республика Коми».

Что необходимо сделать для проектирования концепции алкогольной политики в РК.

Необходимо создать межведомственную экспертную (рабочую) группу.

По нашему мнению в ее состав необходимо включить:

Ученых, экспертов изучающих эту проблему (социологи, психологи, медики, наркологи, юристы, культурологи, демографы, статистики и другие специалисты.)

В ее состав необходимо включить государственных служащих, отвечающих за осуществление проблем профилактики алкоголизма: министерство здравоохранения, министерство труда и социального развития, минкульт, минспорт, МВД, прокуратура, министерство образования, молодежной политики и науки, минэконом, Комистат, минсельхоз, Госсовет (комитет по социальной политике, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, минюст и ряд других;

В ее состав также необходимо включить общественников: представителей общественных объединений, занимающихся проблемой профилактики алкоголизма и наркотиков, в том числе представителей традиционных религиозных конфессий;

Коми региональное отделение партии «Единая Россия» также готово принять участие и в работе экспертной группы, проектировании и реализации концепции.

Основная задача экспертной группы - проектирование научно обоснованной концепции государственной алкогольной политики Республики Коми

В ней должны быть:

сформулированы стратегические цели и тактические задачи алкогольной политики, ее направления, принципы,

отражены основные характеристики и специфические особенности и тенденции алкогольной ситуации в регионе и факторы, ее формирующие.

Представлена современная система государственно-общественного управления алкогольной политикой в регионе (должен быть создан соответствующий государственно-общественный Совет при первом заместителе Председателя Правительства РК и соответствующие Советы в муниципалитетах);

В идеальном варианте она должна вобрать в себя всю совокупность научных знаний в области проблем пьянства, алкоголизма и науки о трезвости.

При разработке концепции необходимо учесть:

положительный международный опыт решения данной проблемы,

опыт регионов России занимающих высокие рейтинговые позиции в «национальном рейтинге трезвости российских регионов»;

положительную практику деятельности институтов гражданского общества, религиозных организаций традиционных конфессий в сфере духовно-нравственного преображения страны, в том числе, Республики Коми.

концепция должна учесть политические установки Президента России, основные положения, изложенные в соответствующей федеральной концепции по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.

Проект «Концепции государственной алкогольной политики Коми (или государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Коми)» необходимо представить на обсуждение населения региона.

Первоочередной задачей экспертной группы является подготовка экспертного аналитического доклада, в котором должна быть представлена вся многомерная совокупность проблем алкогольной ситуации в республике, дана системная и интегральная оценка алкоголизации населения и деятельности органов государственной власти в сфере алкогольной политики. Это позволит представить объективную картину алкогольной ситуации в регионе, в том числе, среди различных его социальных групп, распространенности пьянства в городах и районах. Такой доклад в перспективе должен быть иметь статус ежегодного государственного доклада. Отметим, что пока органы государственной власти не располагают системной, научно-обоснованной информацией о состоянии алкогольной ситуации в республике.

Для подготовки доклада, в дополнении к данным государственной социальной статистики, информации всех министерств и агентств, служб, информации правоохранительных органов и медико-наркологических служб, общественных объединений, необходимо организовать проведение социологических, социально-психологических исследований проблем алкоголизации населения республики, изучение мнения населения об отношении к проблеме алкоголизации и о государственной алкогольной политике, а также, изучить предложения населения по формированию этой политики.

Для повышения научного уровня проектирования концепции государственной алкогольной политикирекомендуется провести региональную, с участием известных российских ученых и экспертов, научно-практическую конференцию по проблемам формирования и осуществления эффективной государственной алкогольной политики.

Ее рекомендации могут быть использованы:

для проектирования концепции, разработки закона и других нормативных актов,

а также, республиканской целевой комплексной программы снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Республики Коми на период до 2021 года.

Ослаблению остроты сложившейся в республике крайне неблагоприятной алкогольной обстановки, уменьшения ее разрушительного воздействия на различные сферы жизнедеятельности, отвечала бы разработка и претворение в жизнь соответствующегореспубликанского закона «О профилактике алкоголизации населения Республики Коми» или "О социальных основах государственной алкогольной политики Республики Коми"

В данном законе, на основе новой концепции государственной алкогольной политики, необходимо законодательно закрепить:

научно обоснованные подходы к решению проблемы пьянства и алкоголизма,

определить цели и задачи государственной алкогольной политики, ее содержание, пути и средства реализации этих целей: создать институциональную структуру государственно-общественного управления алкогольной политикой, обозначить ее социальные приоритеты, организовать развернутую систему антиалкогольного воспитания молодежи, профилактики злоупотребления алкоголем и социальной реабилитации больных алкоголизмом, а также, определить правовые основы организационного, финансового и научно-информационного обеспечения алкогольной политики, принципы взаимодействия между собой различных государственных и общественных организаций и социальных институтов в реализации стратегии и тактики деятельности, также предусмотрены меры, закрепляющие правовое, организационное, научно-информационное, материально-финансовое обеспечение работы по профилактике и преодолению пьянства, а также регламентированы права и обязанности юридических и физических лиц, участвующих в этой политике.

В контексте реализации новой алкогольной политики рекомендуется разработать обновленную редакцию республиканской целевой программы по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Республики Коми на период до 2021 года, программы предупреждения пьянства и алкоголизма. Она должна быть не просто планом управленческих мероприятий, а в полном смысле слова основополагающим, программным документом, принятым с участием самого населения и экспертного сообщества. В ней должны быть представлены меры и по научному, аналитическому сопровождению и обеспечению, включая организацию социологического мониторинга алкогольной ситуации, факторов, причин и региональных условий, детерминирующих «расширенное воспроизводство в республике пьянства и алкоголизма», постоянно-действующая система координации и контроля осуществления региональной алкогольной политики.

Реализация программы подготовленной на новой концептуальной основе позволит преодолеть ошибки и недостатки прежних антиалкогольных кампаний и в долгосрочной, но достаточно реальной перспективе ослабить остроту алкогольной ситуации в регионе и уменьшить ее негативные последствия.

Чтобы алкогольная политика оказалась эффективной и для власти и для населения необходимо обеспечить ее легитимность, то есть признание ее справедливости и законности самими потребителями алкоголя, которые составляют подавляющее большинство населения республики. В противном случае, население «проголосует» против нее — поиском нелегальных и суррогатных источников алкоголя и обострением различных форм антисоциального поведения.

Рейтинг регионов РФ по качеству жизни - 2017 /// http://riarating.ru/regions/20180214/630082372.html

Рейтинг регионов РФ по качеству жизни - 2017 /// http://riarating.ru/regions/20180214/630082372.html

Сведения о числе умерших от внешних причин смерти на 100000 населения по субъектам РФ за 2017 год. www.gks.ru/free_doc/2017/demo/t3_5.xls

Там же

Там же

Рейтинг регионов по приверженности населения здоровому образу жизни// http://riarating.ru/infografika/20170921/630073305.html

Спортивный рейтинг регионов газеты «Советский спорт» https://www.sovsport.ru/others/articles/948889-sportivnyj-rejting-regionov

Итоговый ежегодный рейтинг регионов в сфере эффективности реализации молодежной политики за 2017 год// https://fadm.gov.ru/news/40735

Рейтинг развития туризма в субъектах Российской Федерации (2016 год) Минкультуры// https://www.mkrf.ru/press/news/reyting-subektov-rossiyskoy-federatsii-po-razvitiyu 20171006160552/

Рейтинг трезвости российских регионов// http://www.trezvros.ru/calendar/524•

Состояние преступности в России за январь-декабрь 2017 года. Москва. https://мвд.рф/reports/item/12167987

О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году: Государственный доклад.–М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2018.с. 10

 
 
0
ЕР_Коми

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru