войти кнопки соц.сетей
4 октября 2018 в 23:27

Северный Широтный Путь

Давая такое название своей статье, я хочу совместить два понятия – Северный Морской Путь и Северный Широтный Ход. В одном случае говорится об освоении морской акватории северной части России, в другом – о реализации давней мечты патриотов России об освоении природных богатств Севера, путем строительства там трансполярной железной дороги.

Я давно интересуюсь данной темой, периодически помещая в сети свои работы. В данной публикации я решил объединить все написанное и неопубликованное, поэтому объем работы будет большим и размещен на нескольких страницах.

Считается, по крайней мере, официально, что русские купцы освоили Северный Морской Путь и колонизацию Северной Америки только в 17 веке. Я же хочу показать, что русские мореплаватели и землепроходцы значительно раньше этой даты уже вовсю торговали с Америкой и более того, Аляска являлась частью Великой Сибирской Тартарии.

Вставка.

Северный морской путь (СМП) – ключ к динамичному развитию России.

1 марта 2018 года, выступая с посланием Федеральному собранию РФ, президент России Владимир Путин заявил, что Северный морской путь (СМП) станет «ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока». По словам главы государства, перед Россией стоит задача сделать его «по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией» и увеличить к 2025 году грузопоток на СМП до 80 млн тонн в год.

Северный морской путь - судоходный маршрут в российской Арктике. До начала XX века использовалось название Северо-Восточный проход. В официальных российских документах СМП определен как "исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ". Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек.

Длина СМП от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения - 5,6 тыс. км. Маршрут через СМП почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток: так, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал - 23 тыс. 200 км, а по СМП - 14 тыс. 280 км (на 40% короче). Продолжительность навигации составляет 2-4 месяца, использование ледоколов позволяет сделать ее круглогодичной.

Наши пращуры многие столетия осваивали богатства Севера России. Когда был впервые пройден Северный морской путь (СМП) мы наверно не узнаем никогда.

Историки считают, что первым идею использования Северо-Восточного прохода для морского сообщения высказал русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году. Предшественником Северного морского пути был Мангазейский морской ход - маршрут от устья реки Северная Двина до Тазовской губы в устье реки Оби, который активно использовался русскими купцами в XVI-XVII веках. Исследование последнего участка Северо-Восточного прохода вдоль Чукотки до Тихого океана связано с именем Семена Дежнева, который в 1648 году открыл пролив между Азией и Америкой, названный Беринговым.

Однако в свете последних исторических фактов становится очевидным, что сообщение и торговля между европейской частью России, и ее американскими владениями осуществлялось предприимчивыми купцами много раньше.

Чего стоит Мангазейский морской ход, которым испокон веков пользовались предприимчивые люди Тотьмы, Великого Устюга, Великого Новгорода и других городов России, а также шведские, норвежские, голландские и английские купцы.

Для охраны севера страны и контроля над торговлей с иностранными державами, в 1499 году по приказу Ивана III был «зарублен» в устье Печоры городок Пустозерск. Построили его служилые люди воевод Семена Федоровича Курбского, Петра Федоровича Ушатого, Василия Ивановича Гаврилова, во время похода четырехтысячного войска за Урал в Югру. Сей исторический факт говорит о том, что уже не один десяток лет до этого события шла активная беспошлинная торговля западных и русских купцов на севере России.

Название своё новый город получил то ли от того, что заложили его в пустой тундре, но скорее - от ненецкого Пузто, то есть Бурное озеро. С 1502 года он стал центром волости, охватывавшей весь нынешний Ненецкий округ и север Республики Коми, и дела из него делались немалые: одни экспедиции прокладывали пути «за Камень», другие искали руды в полярных горах, на Вайгаче и даже на Новой Земле, третьи перекупали у туземцев пушнину, для вывоза которой «на землю» в 1597 году открылась Пустозерская таможня. Всего здесь к тому времени в городке проживало около 1000 человек - русских, литвин, крещённых татар. Расцвет Пустозерска пришёлся на рубеж 16-17 веков, когда после Ливонской войны единственные российские порты оставались на северных морях, а в устье Таза на востоке выросла «златокипящая Мангазея», центр торговли пушниной, где за одну экспедицию купцы становились богачами, и Пустозерск стал перевалочным пунктом по дороге туда.

С момента появления «город и крепость» Пустозерск - так он именуется в книге австрийского посла XVI века в Москве Сигизмунда Пустозерск (Автор И. Иевлев, 1963 г Герберштейна «Записки о Московии»), превратился в центр всей низовой и средней Печоры от Тиманской тундры до северного Урала, от побережья Баренцева моря и Вайгача до рек Выми и Усы. Это был самый крупный населенный пункт на Крайнем севере, административный, торгово-промысловый, культурный и религиозный центр Печорского края, военно-опорный пункт.

Активное участие в торговых операциях принимали, по всей видимости, и тотемские купцы и промышленники. Правда в краеведческих записках говорится об экспедициях тотемских купцов-мореходов организованных уже в XVII-XVIII вв.

Местные купцы вели большую торговлю с Сибирью, где высоко ценилась поваренная соль. Тотьма являлась крупным складским пунктом заграничных товаров. На улицах шла торговля солью, пушниной, льном, хлебом, дегтем, воском, а также привозимыми из южных стран пряностями, коврами, винами, драгоценными камнями и т.д.

Во второй половине XVIII века на средства тотемских купцов было снаряжено 20 экспедиций на Аляску, на Лисьи острова, где выменивалась пушнина, которую тотьмичи с выгодой везли в Европейскую Россию. Один из первооткрывателей Русской Америки Иван Александрович Кусков, уроженец Тотьмы, основал в 1812 году крепость Форт-Росс близ города Сан-Франциско и в течение 10 лет был ее правителем.

В 1789 году был учрежден герб Тотьмы, на котором изображалась «черная лисица в золотом поле», поскольку тотьмичи «в ловле сих зверей упражнялись» на Аляске и Алеутских (лисьих) островах. Тотемскими купцами - мореходами Черепановыми, Холодиловыми, Пановыми было снаряжено два десятка экспедиций, и вывезено пушнины из Нового Света на 1млн. 700тыс. рублей - рекордный показатель среди городов России.Только на Лисьи острова было снаряжено 8 экспедиций.

Александр Баранов, правитель Русской Америки, открывал школы, возводил крепости и строил верфи, основал на Кадьяке библиотеку, куда из Санкт-Петербурга доставлялись книги, картины, журналы, руководства и пособия по металлургии, горному делу, различным ремеслам,— и все это предназначалось детям эскимосов и алеутов. Более ста лет существовала Русская Америка, пока в 1867 году Аляска за бесценок — 7,2 миллиона долларов, или менее 11 миллионов рублей — не была продана царским правительством Соединенным Штатам Америки. В XIX веке Российско-Американская компания была неразрывно связана с будущими декабристами: правителем канцелярии ее главного правления был Рылеев, в Русскую Америку ездил М. Кюхельбекер, в ее делах живейшее участие принимали Николай Бестужев, Пестель, Завалишин.

Преодолевая все трудности и опасности, эти предприимчивые и бесстрашные русские люди дошли до границ северной Калифорнии и у ворот Сан-Франциско основали форт Росс — настоящую крепость с укреплениями, пушками, казармами и складами и даже с собственной верфью, с которой они спускали на воду корабли. Люди Кускова долгие годы — 28 лет занимались там земледелием и звероловством, добывали пушнину и заводили животноводческие фермы. Они исследовали окружающие земли, добираясь аж до истоков реки Сакраменто и до западных склонов Сьерра-Невады. Река, протекающая в тех местах, и по сей день называется Русской.

Так и получается, увы, в нашем государстве, сначала мы открываем новые земли, осваиваем их, затем отдаем за бесценок. А спустя десятилетия, а то и века, вновь начинаем осваивать уже давно пройденные маршруты. И ситуация такая повторялась на русском Севере не единожды.

В 1878-1879 годах состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная правительством Швеции, а также шведскими и русскими предпринимателями. Ей удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан. В 1913-1915 годах гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого совершила первое в истории плавание Северным морским путем с востока на запад - из Владивостока в Архангельск.

Продолжение следует.

Н Лудников

Пользователь запретил комментирование поста

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru