войти кнопки соц.сетей
25 октября 2018 в 10:50

Эксперты: проблемы экологии в Арктике требуют постоянного научного внимания

Генконсул Финляндии в Петербурге Анне Ламмила отметила, что потепление в Арктике происходит быстрее, чем в остальных частях света.

Проблемы экологии и потепления климата в Арктике требуют постоянного научного наблюдения на фоне растущего экономического интереса к территории. К такому мнению пришли международные эксперты на форуме "Арктика: общество, наука и право", который проходит 23-24 октября в Санкт-Петербургском государственном университете.

"Потепление в Арктике происходит быстрее, чем в остальных частях света, последствия повышения температуры в этом регионе можно уже заметить. В качестве страны-председателя Арктического совета Финляндия делает акцент на исполнении международных соглашений, таких, как Парижского соглашения по климату", - сообщила генеральный консул Финляндии в Петербурге Анне Ламмила. Наибольшую роль в этой работе дипломат отвела международным научным исследованиям и призвала сохранить благополучную среду в регионе на благо населения всех стран.

Экологическую составляющую в изучении Арктики отметил и генеральный консул Королевства Норвегия Даг Малмер Халворсен. Он напомнил, что за полярным кругом живут 10% жителей Норвегии, а природные ресурсы в этой зоне являются основой традиционных промыслов саамов и других коренных народов. Дипломат отметил высокую значимость совместного проекта по очистке побережья от нефтепродуктов, в котором принимают участие специалисты СПбГУ, НИИ океанологии и Петрозаводского госуниверситета.

Заместитель исполнительного директора программы Арктического мониторинга и оценки (АМАП), секретарь сети арктических опорных наблюдений (SAON) Арктического совета и международного Арктического научного комитета Ян Рене Ларсен обратил внимание на необходимость обеспечить устойчивость научных наблюдений за счет долгосрочного финансирования. Он предложил международным организациям и компаниям вкладывать средства в научные исследования и экологический мониторинг, включая оценку влияния радиоактивности на население.

"Необходимо обеспечить доступ к территории исследований и полученным научным данным", - отметил Ларсен.

Многие эксперты во время выступлений отмечали необходимость создания единой базы научных исследований по Арктике, чтобы они были доступны всем в любое время. При этом отмечалась необходимость совершенствования нормативно-правовых документов и законодательства разных стран, касающихся работы в Арктической зоне. Эти и другие аспекты международного сотрудничества более подробно эксперты обсуждали в рамках тематических секций, по итогам которых в течение нескольких дней планируют составить конкретные рекомендации для всех заинтересованных сторон.

От экологии к экономике

По словам профессора МГУ Александра Пилясова, проблемы экологических изменений по-прежнему являются самыми обсуждаемыми на всех международных мероприятиях, посвященных Арктической зоне.

"В последние годы наметился важный тренд - начинает звучать и повестка экономического сотрудничества", - сказал он. По словам ученого, данный интерес прослеживается в стремлении Европейского союза и других неарктических стран к рыбному промыслу в регионе, туризму, энергетическому потенциалу и использованию Северного морского пути.

Пилясов отметил, что в условиях международного экономического интереса к Арктике России необходимо привлекать к работе в этой зоне Торгово-промышленную палату, федеральную корпорацию развития бизнеса, а регионам активнее использовать опыт авиакомпаний островных арктических государств в развитии туризма.

О готовности к реализации совместных проектов в Арктике заявила генконсул Финляндии "Надеюсь, что скоро сможем запустить конкретные совместные проекты в области модернизации теплоэнергостанций в северных частях Карелии, эти проекты координирует экологический фонд Nefco. Плодотворные дискуссии имели место также с Мурманской и Архангельской областями", - сказала Ламмила.

О стратегическом интересе к арктической зоне заявили представители Франции, Республики Корея, Китая и других стран. В качестве потенциальных тем для сотрудничества рассматриваются освоение природных ресурсов, энергетика и транспортная сфера. Ученые обратили внимание потенциальных инвесторов на необходимость использования энергии ветра и солнца, которые в сочетании с сжиженным газом могут дать наибольший эффект для такой сложной территории как Арктика.

Студенческий интерес к Арктике

В форуме наряду с известными учеными активное участие принимали студенты, которые интересуются Арктикой и уже вносят вклад в ее изучение. В частности, молодежь принимает участие в очистке Арктики от загрязнений, экологическом мониторинге и исследованиях флоры и фауны. Заместитель председателя программного комитета форума Надежда Харлампьева обратила внимание коллег на проблему студенческого обмена между арктическими вузами и доступа волонтеров в Арктику.

По итогам обсуждений российскими студентами была подписана декларация в поддержку устойчивого развития ООН в Арктической зоне, главной целью которого является улучшение качества жизни людей без нарушения экосистем и природных ресурсов. Молодые люди призвали своих сверстников из других стран присоединиться к декларации и совместной деятельности в этом регионе.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/5715386

--------------------------------------------

<…>

Минерально-сырьевой потенциал продолжает оставаться ведущим фактором экономического роста и развития промышленного производства региона. Решающим является его вклад в формирование объема грузоперевозок. <…>

В связи с освоением природно-ресурсного потенциала, реализацией крупных федеральных и региональных программ по созданию и развитию промышленных производств и транспортной инфраструктуры возрастает роль Республики Коми как будущего крупного промышленно-логистического ареала на Европейском Севере Российской Федерации. В последние годы здесь наметились новые направления формирования трансконтинентальных транспортных коридоров и связанных с ними минерально-сырьевых потоков.

Огромным стимулом для дальнейшего развития минерально-сырьевого потенциала является наземная транспортная инфраструктура: железные и автомобильные дороги, нефтегазотрубопроводные системы, нефтяные и СПГ-терминалы, мосты.

Среди основных направлений формирования и развития материковых транспортных коридоров особое внимание уделяется созданию железнодорожных магистралей Белкомур (Архангельск – Сыктывкар – Пермь) и Баренцкомур (Индига – Ухта – Пермь), строительству перехода Лабытнанги – Троицко-Печорск – Ивдель – Енисейск – Усть-Кут, ветки Воркута – Усть-Кара, Северный широтный ход (Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево).

Эти многофункциональные магистрали обеспечивают трансконтинентальную связь портов Белого, Баренцева и Карского морей с портами Тихого океана и определяют новые направления выхода сырьевых регионов Европейского Севера, Урала и Сибири на рынки Западной Европы и Северной Америки.

<…>

Известия Коми научного центра УрО РАН. № 3(27). Сыктывкар, 2016.

Рис. 1. Перспективы индустриально-транспортного развития Республики Коми.

 
 
0
komiarktika

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru