войти кнопки соц.сетей
29 октября 2018 в 10:10

Экспертное мнение. Гуманитарная  концепция политики освоения Арктики

Эксперт Коми Регионального отделения партии "Единая Россия" Владимир Теребихин выступил с докладом на конференции в в Центре социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН в Москве. Представляем доклад эксперта

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ (АНТРОПО-ЭТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПОЛИТИКИ «ОБЖИВАНИЯ – ПРЕОБРАЖЕНИЯ» СЕВЕРА: ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОНЦЕПЦИИ

Теребихин В.М.эксперт Коми регионального отделения партии «Единая Россия»,кандидат философских наук, заслуженный работник Республики Коми

«Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением Российскаго народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего Государства, а не в обширности тщетной без обитателей».

«Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном”.

М.В. Ломоносов

«Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России».

«Ключевым принципом развития Арктики должно стать природосбережение, обеспечение баланса между хозяйственной деятельностью, присутствием человека и сохранением окружающей среды».

В.В. Путин

Цель настоящего экспертного доклада экспликация общего контура проектируемой автором междисциплинарной, интегральной и интегративной гуманистической («антропо-этно-экологической) парадигмы государственной северной, в том числе, и арктической политики.

Причинный комплекс проектирования и практической реализации гуманистической парадигмы политики преображения северных регионов имеет многомерные основания. Учитывая формат тезисов доклада, обозначим ряд из них.

Во-первых, актуальность научного обоснования данной парадигмы детерминируется тем, что как справедливо отмечают известные российские ученые – североведы А. Дрегало и В. Ульяновский «в последние годы экономико-центрическое направление в определении перспектив освоения и развития северных территорий преобладает над гуманистическим» [1];

Мы также солидарны с авторитетными исследователями в области социальной экологии и медицины М. Шрагой и Л. Кудря, что «в центре вопроса северологии Русской Арктики пока четко определены геополитика и предстоящее освоение углеводородных ресурсов арктических шельфов. Такая парадигма явно ведет в тупик социальное развитие Севера и Арктики. В конце концов, можно согласиться с метафорой профессора Е. В. Кудряшовой считать Арктику большим общим домом для России и других государств. Но в этом случае термин «дом» позволяет нам свободно перейти к экологической методологии» [ 2]

Во-вторых, научное обоснование парадигмы – теоретическая основа проектирования и реализации современной антропо-этно-экологической (гуманистически ориентированной) политики государства и корпоративной политики ресурсного промышленного бизнеса в сфере инновационного, постиндустриального преображения Севера. Данная парадигма должна быть одной из множества других «программопорождающих» методологических оснований для новой политики устойчивого развития Севера.

В самом первом приближении гуманистическая (антропо-этно-экологическая) парадигма политики цивилизационного обживания Севера номинируется автором, как сложнокомпонентная, междисциплинарная, интегральная, интегративная, нормативная, рамочная теоретическая конструкция, формулирующая гуманистические, антропо-этно-экологические приоритеты, принципы, цели, направления и формы деятельности политики субъектов «обживания – преображения» северных территорий, основанная на междисциплинарном синтезе относительно самостоятельных, но, при этом когерентных, непротиворечивых, взаимосвязанных гуманитарных и естественно-научных отраслей, в том числе, северологии (североведение, северное регионоведение, философия Севера, этика Севера, северная медицина и др.), а также, этноэкологии, экологии человека (антропоэкологии, экологической антропологии), сакральной и гуманитарной географии, экофилософии, экотеологии, экопсихологии, социальной экологии, экологической этики, экогуманизме), «естественномгуманизме», циркумпулярной аксиологии, этике устойчивого развития, экоантропоцентризме, антропополитике, биополитике, этнополитике, этнокультурологии, гуманитарной экологии, инвайроментальной этно-экологии и этике, биогеофилософии, теории и практике антрополаншафтирования, социоэкосистемной и гуманитарной экономике, и других отраслях, видах и направлений наук, теорий, концепций, методологических основоположений, представленных в работах отечественных и зарубежных научных центров и исследователей, правовых норм отраженных в международных и российских законодательных актах и др.

Основные приоритеты, принципы, «императивы - основоположения» политики гуманистически ориентированного преображения Севера и Арктики на этапе постиндустриальной трансформации.

Приоритеты

Приоритет целей человекоориентированного, гуманитарного и социального развития северных территорий и интересов населения Севера (человек – основной субъект природопользования и высшая цель политики устойчивого развития северных и арктических территорий;

приоритет долгосрочных целей комплексного устойчивого развития северных территорий над тактическими, текущими целями добывающих кампаний;

приоритет всеобщей пользы при промышленном освоении над утилитарной прибылью бизнеса;

приоритет возвышения нематериальных ценностей: креативности, творчества, мобильности, качества жизни, чистой природы, комфортизации жизни, ценностей культурного разнообразия самобытности, саморазвития местных северных сообществ и др.

Принципы:

экоантропоцентризма – «единства двух начал – «природосбережения и человекосбережения»;

этноэкологического гуманизма;

этноэкологического равновесия;

«оптимум меньше максимума», «относись ко всей природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе» (золотое правило экологии);

«экологозависимости» экономики (принцип «сначала экономика и потом экология» исчерпал себя (О.Н. Яницкий);

«единства природного и этнокультурного многообразия» (А.П. Гудыма);

«презумпции экологической безопасности планируемой хозяйственной деятельности (Василенко В.Н.);

сбалансированности изменений как основы устойчивого развития;

дифференцированного подхода к проектированию и осуществлению северной политики, в том числе политики промышленного освоения, учета разнообразия «северов», их уникального многообразия (в том числе, многообразия и особенностей национальных укладов жизни, ментальностей северных народов);

баланса между хозяйственной активностью и ассимиляционной способностью экосистемы;

сочетания (единства) объектно-ориентированного и субъектно-ориентированного подходов к проектированию и реализации комплексных программ устойчивого развития территорий освоения, в т.ч. и коренных малочисленных народов Севера (подхода, основанного на активизации их внутреннего потенциала);

упреждения (предосторожности) – упреждающих (опережающих) действий по предупреждению экологической катастрофы;

биосферосовместимости отношений к природе;

экологической справедливости;

синхронизации осуществления антропосоциальных и экологических и промышленных, технологических проектов.

В систему базисных оснований концептосферы гуманистической парадигмы должны быть включены следующие императивные методологические основоположения:

«подлинным ресурсодержателем применительно к стратегическим ресурсам России и Российского Севера является не отдельный собственник, который должен постоянно помнить о персонифицированной социальной ответственности за их эксплуатацию, а сами народы России, исторически освоившие ее территории» [3,с.45 ];

«не только освоение, но и обживание, (за исключением арктической зоны);

«не только использование, но и системное воспроизводство человеческого и природного потенциала» [4];

«человеческое, социальное измерение постиндустриальной трансформации северной периферии закономерно выдвигается на первый план» [5,с.35];

«На основе Стратегии развития Арктической зоны РФ необходимо разработать социогуманитарный арктический кластер, объединяющий бизнес,науку, образование и культуру. Арктический кластер должен быть нацелен на поиск инновационных путей развития арктических территорий, раскрытие их рекреационного потенциала, развитие альтернативных отраслей экономики» [ 6 ]

«Осваивать ресурсы Арктики могут только люди, обладающие высокой квалификацией, инновационным духом и умением, смелостью и мужеством, чтобы жить и трудиться, продолжать род и содержать семью в суровых климатических условиях» [ 6 ] .

«Социогуманитарное и экологическое измерение Арктики начинается с изменения парадигмы мышления, внедрения арктической парадигмы в сознание креатив-класса, созидающего будущее данного региона» [6].

«Современная Арктика превращается из возможного фактора угрозы в регион с благоприятной перспективой, для достижения которой потребуется решить три задачи: Первая — сотворение культурно-духовного содержания системы устойчивого развития регионов Арктики. Культурное взаимовлияние должно стать многоформатным, синтетическим сотворчеством деятелей, мастеров и источников духовности народов и сообществ Арктики.

Вторая — культуротворчество в условиях многолетней мерзлоты.

Этнокультура народов Севера сохраняет свой первозданный облик и является основой для возрождения гармоничного социума творческих индивидуальностей. Учитывая, что будущее человечества тесно связано с состоянием Арктики, задача состоит в творческом развитии аборигенного наследия как основания циркумполярной культуры.

Третья — осознание самоценности культур народов Арктики, мобилизация внутреннего творческого потенциала этих народов и приобщение других народов к гуманистическим, экологическим, духовным и художе-ственно-эстетическим ценностям культур Арктики с целью реализации арктического вектора человеческой цивилизацииСевер может осваиваться людьми с гуманитарным менталитетом, экологическим сознанием, подчиняющимся международным правовым нормам и духовно-этическим ценностям, людьми, способными строить диалог с коренными жителями».[6 ]

6. «Социокультурное освоение Арктики с учетом новых вызовов приобретает гуманитарную и этнокультурную направленность: продвижение идеи российского патриотизма и гуманизма в арктической зоне средствами искусства и общественно-гуманитарных наук; перфоманс этнокультурного ландшафта Арктики; достижение гармонии культур моря и суши, Арктики и Севера, коренных и пришлых народов, трех локальных цивилизаций»..[ 6 ]

«Социокультурный строй арктической циркумполярной цивилизации предыдущих эпох человечества и распространение ценностей циркумполярной цивилизации (солидарности, экософии, панарктического сотрудничества, деволюции и соуправления коренных народов), культурных традиций и инноваций.[ 6 ]

«Жизненный уклад, язык, культуру, здоровье народов Севера необходимо рассматривать в качестве самоценности, достояния общемировой цивилизации»[7,с.5];

«из объекта управления коренные малочисленные народы должны превратиться в субъекта управления своей жизнью, своим будущим [8,с. 165 ];

«стратегии северных регионов и отдельных корпораций,осваивающих их ресурсы, должны быть согласованы и реализованы с помощью государственной политики и координации всех активных общественных, хозяйственных и властных структур» [9, с.6 ];

«природопользователи должны платить не за загрязнения, а за предупрежденияе «глокальных» вредных воздействий [10 ];

«деградация среды обитания равнозначна деградации этноса» [11,c.25];

«жизнеобеспечение этноса является синтетическим по своему характеру и включает продовольственную экономическую, демографическую, духовную, нравственную, экологическую, генетическую, медицинскую и другие составляющие» [12,c.20],

«освоение Севера в этом столетии должно проводиться с опорой на новые социальные технологии, важнейшим измерением которых, является антропологическое» [14, c.93-94] и комплекс других теоретических основоположений.

В комплекс основоположений для проектирования гуманитарной парадигмы северной и арктической политики должны быть включены следующие стратегические, политико- управленческие установки – позиции Президента РФ В.В.Путина:

«Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России»;

«В рамках нашей внутренней политики экология была и, безусловно, останется одной из важнейших составляющих всей нашей работы. Мы должны будущим поколениям оставить процветающую в смысле экологии страну»;

«Важно формировать в обществе настоящую экологическую культуру, ответственность за состояние природы, окружающей среды и в своём городе, в своём посёлке, на улице и даже во дворе – везде, где люди живут»;

«Ключевым принципом развития Арктики должно стать природосбережение, обеспечение баланса между хозяйственной деятельностью, присутствием человека и сохранением окружающей среды»;

«Самые большие богатства на Севере — это даже не нефть и газ, а многообразие культур народов Севера»;

«В России одна треть территории относится к территории Крайнего Севера, и именно для нас, для Российской Федерации, работа в рамках Арктического совета, работа по проблемам Крайнего Севера, по освоению Северного морского пути, работа в Арктике вообще представляет особое не только народно-хозяйственное, но и гуманитарное значение. Имею в виду, что в этом регионе нашей страны проживает значительное количество представителей малых северных народов, малочисленных северных народов…. Здесь сконцентрированы большие интересы – и экономические, и политические, и гуманитарные… Поэтому нам крайне важно объединять усилия для эффективной работы в этом регионе мира и в нашем регионе» и другие.

В расширенном, (развернутом) изложении гуманистическая (антро-этно-экологическая политика) – это научно обоснованная, скоординированная система деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, (в том числе, и общественных объединений коренных малочисленных народов Севера), корпораций, участвующих в промышленном освоении Севера по созданию условий обеспечивающих устойчивое, сбалансированное антропо-этно-экологическое развитие и преображение территорий, «месторазвития» промышленного освоения, повышение качества жизни, сбережение населения, развитие и повышение качества человеческого потенциала, гармонизацию взаимодействия этносов с природной и социальной средой в интересах настоящих и будущих поколений, в соответствии с международными и российскими нормативными актами (законодательством) на основе принципов современного социогуманизма, экологического гуманизма, оптимизации и гармонизации антропоэкологического и этно-экологического взаимодействия, (как компонента антропо-натурсоциоэкоэтносистемы), этно-экологического оптимума, эколого-хозяйственной устойчивости, баланса этноландшафтного, этнокультурного, этнопсихологического, этнодемографического, этногенетического равновесия, учета этно-экологической обусловленности жизнедеятельности населения Севера, (в том числе, коренных малочисленных народов северной цивилизации), единства природного и этнокультурного разнообразия и использования (применения) инновационных (современных) гуманитарных, этно-экологических, политических, социальных, организационно-управленческих технологий, в том числе, применения объектно и субъектно - ориентированных подходов к разработке программ комплексного развития территорий освоения и коренных малочисленных народов Севера, технологий «корпоративной социальной ответственности», использования технологий, обеспечивающих переход от политики патернализма и пассивной адаптации к проактивной и инновационной стратегии адаптации, политике активного сотрудничества с местным (пришлым и старожильским) населением в решении проблем преображения территорий промышленного освоения, в том числе, путем создания системы тринитарной связи: самоуправление, соуправление – управление (например, муниципальные или (и) корпоративные этно-экологические советы, различные формы территориального общественного самоуправления и другие традиционные и инновационные формы (в том числе, и инфокоммуникационные формы электронной демократии) практического участия населения в разработке и осуществлении политики промышленного освоения, обеспечения прав на участие коренных малочисленных народов в принятии решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания, осуществления антропо-этно-экологического мониторинга с использованием этно-экологической (антропоэтнокультурной, гуманитарной) экспертизы, изменения мировоззренческого подхода к освоению ресурсного потенциала, повышению антропо-этно-экологической культуры управленческих кадров, персонала промышленных корпораций и всего населения и др.

Предложенный в данном докладе первоначальный вариант концептуализации парадигмы и антропо-этно-экологической политики постиндустриального «преображения северного пространства» (Н.М. Теребихин) обеспечивающей создание условия для «гуманизации и этноэкологизации» северной и арктической политики, имеет статус незавершенности, форму первоначального осмысления и нуждается в дальнейшей научной рефлексии этой актуальной проблемы.

****

Список литературы и источников

1.Дрегало А.А., В. И. Ульяновский В.И. Управление развитием региона: специфика Севера// http://sociosphera.com/publication/conference/2014/284/

2. Шрага М. Кудря Л. Гуманизация «региональной науки»: социальное здоровье на Европейском Севере// Арктика и Север. 2013. № 13, с.8

3. Черешнев В. А, Расторгуев В. Н. Социальные и экологические приоритеты северной стратегии России // Экономика региона. - 2007.- №52

4. Лаженцев В.Н. Актуальные проблемы Севера России (теория и рекомендации) // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. URL: http://koet.syktsu.rU/vestnik/2008/2008-2/6/6.htm.

5. Пилясов А.Н. И последние станут первыми: северная периферия на пути к экономике знаний» М.: Книжный дом «ЛИБЕРОКОМ». 2009

6. Винокурова У.А., Яковец Ю.В.Арктическая циркумполярная цивилизация: Учебное издание /У.А. Винокурова, Ю.В. Яковец. — 2-е изд., доп. — Новосибирск: Наука,

2016. - 320 с.

7. Попков Ю.В. Тюгашев Е.А. Философия Севера: коренные малочисленные народы Севера в сценариях мироустройства. — Салехард; Новосибирск: Сибирское научное издательство. 2006, - 376 с.,

8. Север как объект комплексных региональных исследований / Отв.ред. В.Н. Лаженцев. - Сыктывкар, 2005. - 512 с

9.Север России: актуальные проблемы развития и государственный подход. – Москва-Сыктывкар. – 2004. – С. 5.

10.Василенко В.Н. Устойчивая Россия: ноосферная концепция управления природопользованием государства - учебное пособие. URL:http://libvuz.net/book/119

11. Гудыма А.П. Социально-философские основы стратегии устойчивого развития малочисленных народов Севера. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Екатеринбург, 2001. – 38 c.

12. Гладкий И.Ю. Географические основы этнической экологии: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора географических наук, Санкт-Петербург, 2006.- 38 с.

13. Задорожнюк И.Е. Север России как площадка для общего продуктивного дела Востока и Запада // Concept. Научно-гуманитарный, художественно-публицистический журнал Ухтинского государственного технического университета.

2010, №2.

«Владимир Путин: главное для нас- это люди». Электронное издание. Автор – составитель В.М.Теребихин//https://cloud.mail.ru/public/9uQg/VbzQZ1Xgw

 
 
0
ЕР_Коми
Пользователь запретил комментирование поста

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru