войти кнопки соц.сетей
6 ноября 2018 в 11:52

Некоторые аспекты формирования Солидарного общества в Коми

4 ноября 2018 года граждане России в тринадцатый раз отметили День народного единства - самый молодой государственный праздник страны в общем символическом пространстве страны.

Эксперт партии «Единая Россия», кандидат философских наук Владимир Теребихин подготовил к этому празднику народного единства, имеющего консолидационный потенциал, как инструменту символической политики экспертный материал «Солидарное общество в Республике Коми: некоторые политико - управленческие аспекты формирования».

В представляемом общественности материале автором обоснована актуальность совместной системной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, гражданского общества и самих граждан по формированию солидарного гражданского общества в республике, которое является единственным нормальным и естественным способом человеческого общежития. Поэтому, как справедливо считает Святейший Патриарх Кирилл, «нашим проектом будущего должно стать солидарное общество как альтернатива обществу перманентного конфликта».

Автор экспертного материала на основе анализа философской, политологической, социологической, культурологической литературы, в том числе, изучения трудов выдающегося макросоциолога современности П.А.Сорокина, представил основные характеристики солидарного общества, определил направления, факторы и условия становления регионального солидарного общества, предложил алгоритм первоначальных научно-практических политико-управленческих мер по проектированию и осуществлению концепции системной государственной политики формирования солидарного общества в республике.

Экспертом предложен комплекс практических рекомендаций по внедрению современных форм и методов становления солидарного общества, в том числе, создание механизма практической реализации закона РК 1997 года «О согласованном уровне жизни и контроле его обеспечения», разработки и принятия «Социального кодекса Республики Коми», образование новых «консолидационных» и координирующих институтов, обеспечивающих формирование солидарного общества в Республике Коми. Среди них, «Народный форум (собрание) Республики Коми» - институт обеспечения общественного участия для решения актуальных проблем в сфере социально- экономического, политического и духовно-нравственного развития республики, а также, общественно-государственный Совет по гармонизации общественных отношений при Главе РК

Автор полагает, что свою нишу в проектирование и практической реализации концепции формирования солидарного общества в Республике Коми должно определить и Коми региональное отделение политической партии «Единая Россия»

· «Любовь и истинная доброта, а не ненависть и сила создают мир, гармонию, социальное и моральное благополучие»

Выдающийся макросоциолог современности П.А. Сорокин

«Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие».

«Необходимо объединение всех конструктивных сил вокруг общих целей. Широкая коалиция развития должна быть в каждом регионе».

«Когда мы говорим о солидарности и единстве, имеем в виду осознанную, естественную консолидацию граждан ради успешного развития России».

«Только единое, сплочённое общество способно отвечать на самые серьёзные исторические вызовы, добиваться настоящих прорывов и впечатляющих результатов

Президент России В.В. Путин

«Нашим идеалом, напротив, является солидарное общество, общество социальной симфонии, где разные слои и группы, разные народы и религиозные общины, разные участники политических и экономических процессов являются не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками.

«Нашим проектом будущего должно стать солидарное общество как альтернатива обществу перманентного конфликта».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

«В нашей стране не существует государственной идеологии, обязательной для всех. Нельзя административно заставить людей одинаково мыслить и представлять себе некое светлое будущее абсолютно единообразно. Но это не значит, что не должно быть системы взглядов относительно перспектив развития государства и общества. Такая система существует и выражается в так называемом общественном договоре. Без этого договора созидательное движение вперед просто невозможно»

Глава Республики Коми С.А. Гапликов.

Актуальность проектирования и реализации концепции формирования регионального солидарного общества имеет «множественную причинность» (П. Сорокин). Отметим ряд причин:

Во-первых, это объясняется тем, что успехов во всесторонней модернизации и преображении региона невозможно достичь без понимания и широкой общественной поддержки «снизу» и без консолидации всех сил, призванных участвовать в процессах региональной модернизации.

Во-вторых, солидарное общество является единственным нормальным и естественным способом человеческого общежития, а сплоченность населения – одно из условий его формирования. «Солидарность, в конечном счете, делает общество обществом. …. солидарность, - то, что обеспечивает стабильность социальной системы и в то же время является ресурсом ее обновления» [1]

Концепция солидарного общества в наибольшей степени органична нашему социальному укладу, национальному характеру, представлениям о справедливости, способна консолидировать все социальные группы регионального сообщества.

В – третьих, актуальность задачи формирования и функционирования регионального солидарного общества детерминируется негативным влиянием современной общероссийской социокультурной ситуации «распада связи времен», отсутствует консенсус относительно общезначимых ценностей и жизненных смыслов, фрагментацией регионального социокультурного пространства, «кризисом социетальности», высоким уровнем социального и межличностного недоверия и ответственности в отношениях между гражданами в региональном социуме, в том числе, и недоверия к власти (особенно к муниципальной), институтам гражданского общества, низким уровнем территориальной социальной сплоченности, социальной инклюзии и интеграции, социальной солидарности и согласия в региональном сообществе, высоким уровнем социальной дифференциации, снижением реальных доходов населения, а, следовательно, и повышением уровня недовольства и возможным (прогнозируемым) усилением протестных настроений в региональном социуме.

В социофилософском дискурсе идея солидарного общества является продолжением и развитием разработанной в свое время в русской философской и общественно-политической мысли концепции соборности (В. Соловьев, Н. Бердяев, Н. Михайловский).

Русский философ Иван Александрович Ильин, определял государство исключительно через понятие солидарности, называя его «организованным единением духовно солидарных людей».

В формировании зрелого солидарного общества важна идея Н.Федорова о солидарном обществе, в котором личный интерес совпадает с общественным интересом.

Наш земляк, выдающийся мыслитель современности П.А.Сорокин продолжил традиции российской социальной философии. Он рассматривал солидарность как критерий и условие социального прогресса. Солидарность, альтруизм и любовь исследуются Сорокиным как альтернатива конфликтам и конфронтациям в современном мире. Как он полагал, альтруизм и любовь являются этической основой солидарности.

В общем контексте разработки концепции формирования солидарного общества сущностное значение имеет следующий «системокомплекс» консенсусных установок и суждений Президента России В.В. Путина:

«Только единое, сплочённое общество способно отвечать на самые серьёзные исторические вызовы, добиваться настоящих прорывов и впечатляющих результатов, противостоять любому внешнему давлению, отстаивать суверенитет, наше духовное и историческое родство».

«Сила России – в свободном развитии всех народов, в многообразии, гармонии культур, языков, традиций, во взаимном уважении, диалоге и православных, и мусульман, последователей иудаизма и буддизма»;

«Когда мы говорим о солидарности и единстве, имеем в виду осознанную, естественную консолидацию граждан ради успешного развития России»;

«Нам всем нужна сильная и самостоятельная, открытая и благополучная Россия, где каждый может реализовать себя, свой талант, свои возможности, где государство и граждане слышат, поддерживают и уважают друг друга, а общественное согласие, солидарность и интересы страны стоят выше любых разногласий»;

«При всей разнице взглядов, подходов, предлагаемых решений по развитию страны ориентиром для нас должны служить права и свободы граждан, долгосрочные интересы России и прочность нашей государственности. Только в условиях общенационального согласия мы можем добиться реализации намеченных планов»;

«Важно слышать и уважать друг друга, стремиться к взаимопониманию и находить компромисс, объединять общество вокруг позитивной созидательной повестки»;

«Историческая правда скрепляет общество, служит духовным, ценностным фундаментом для развития, помогает людям разных поколений ощущать себя действительно единой сплочённой нацией».

«Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля. Прежде всего, это — общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения. Граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее "тестировать" все государственные документы»

«…доверие людей очень важно. А для того чтобы это доверие возникло, нужно чувствовать, чем люди живут, и нужно предельно откровенно, не боясь ничего, говорить правду о реальной ситуации и о том, что вы реально предлагаете сделать для решения задач, перед которыми страна стоит»;

«Политика, построенная на основе открытых и честных отношений государства с обществом, защитит нас от повторения прежних ошибок, явится базовым условием нового «общественного договора»»;

«Самый лучший способ управления, если иметь в виду контакт с обществом, – это убеждение и позитивная, положительная мотивация». Нужно, чтобы это была совместная работа для тех людей, с которыми ты общаешься и с которыми коммуницируешь. Невозможно допустить отрыва тех, кто принимает решение, от тех, кто должен что-то выполнять. Все должны быть соисполнителями, и тогда это будет эффективная совместная работа с максимальным результатом»;.

«Конфессиональный мир, межэтническое, межрелигиозное согласие является основой для существования и дальнейшего развития Российского государства»;

«Гражданский мир и межнациональное согласие – это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это – кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей. Нельзя насильно заставить быть вместе. И нельзя заставить жить вместе по расчету, на основе взвешивания выгод и затрат. Такие «расчеты» работают до момента кризиса. А в момент кризиса начинают действовать в обратном направлении»;

В научно-практической деятельности по разработке проекта концепции формирования солидарного общества следует использовать идеи предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла. В том числе:

  • «Без общенациональной солидарности общество обречено на распад и уничтожение … общество и государство погибает, когда люди начинают искать личных или сословных выгод в ущерб общему благу, и спасается, когда находится достаточно людей, готовых на труды и жертвы ради страны»;
  • Здоровье социального организма не рушится в один день — и не в один день созидается. Я убежден: все люди — и представители власти, и рядовые граждане – ответственны за то, чтобы созидать и поддерживать те отношения доверия и солидарности, которые должны существовать в обществе.
  • «Особой национальной идеей, пронизывающей нашу историю и культуру на протяжении многих веков, является идея человеческой солидарности. …Эта модель человеческих отношений восходит к тому образу Церкви как тела, который мы находим в посланиях святого апостола Павла: «Членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;…
  • «Солидарное общество — это русский социальный идеал, также непосредственно связанный с христианским выбором князя Владимира…. это такое общество, в котором отношения взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции. Это общество, в котором нет «лишних людей», нет обреченных и проклятых. Таков идеал, основанный на самой сути евангельского учения. И вместе с тем это национальный идеал, в котором проявилось русское понимание христианства. По сути дела, это идеал нравственного общества и государства, предполагающий бережное отношение к подлинным ценностям и историческому опыту народа»;.

«Общественная солидарность, совместные труды ради достижения общих целей невозможны без преодоления эгоизма, без понуждения себя к добру, без отказа от обращенности исключительно к своим нуждам и интересам. В основании подлинного «единства духа» (Еф. 4, 3) лежит закон любви, завещанный нам Спасителем. Единение народа не может быть ограничено лишь минутами испытаний. Оно должно стать неотъемлемой частью нашего национального самосознания и жизни»;

«Нашим идеалом, напротив, является солидарное общество, общество социальной симфонии, где разные слои и группы, разные народы и религиозные общины, разные участники политических и экономических процессов являются не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками. И конкуренция в таком солидарном обществе поощряется как соревновательность, но не как борьба за выживание»;

«Стремление к солидарности определяет весь исторический путь России, связуя воедино разные эпохи. Солидарные ценности пронизывают все пространство отечественной культуры. Потому нашим проектом будущего должно стать солидарное общество как альтернатива обществу перманентного конфликта»;.

«Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной дихотомии «правые-левые». Синтез, который можно описать формулой «вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность»;

… «единство не может быть обеспечено лишь силой. Его надежной основой в первую очередь должна быть духовная и нравственная общность живущих в стране людей, общность ценностей. Единство народа неразрывно связано с единым пониманием его истории: с почитанием общих героев, с сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины побед и с общей печалью в годовщины трагедий. При этом мы также признаем необходимость поиска и дискуссий для достижения согласия в интерпретации тех или иных событий прошлого, оценки исторических фигур».

Для проектирования и практической реализации концепции социального сплочения регионального социума важное значение имеют следующие гуманистические политико - управленческие установки Главы РК С.А.Гапликова изложенные в ежегодных «отчетах – докладах» Главы РК Государственному Совету о деятельности органов исполнительной власти по развитию республики и планах на среднесрочную перспективу:

«Мы обязаны стремиться к лучшим стандартам качества жизни и культуры во всех ее сферах. Наша цель - сделать Республику Коми по-настоящему цивилизованным и культурным, высокообразованным, инновационным и технологически развитым регионом»;

«Стратегическими задачами, которыми неизменно руководствуется Правительство, остаются рост доходов населения, новые рабочие места, комфортные условия для жизни, достойное образование и здравоохранение»;

«Неотъемлемая часть государственной политики Республики Коми – укрепление единства российской нации, сохранение гармоничных межнациональных и межконфессиональных отношений».

«Межнационального мира, взаимопонимания, уважения друг к другу нельзя достичь только посредством закона или постановления. Задача Правительства состоит в том, чтобы создать все условия для гармоничного развития общества, чтобы каждый человек чувствовал, что республика для него – родной дом, и внес свой вклад в улучшение жизни. Давайте сделаем все, чтобы гордость за Республику Коми и ее жителей была не просто словами»;

«В нашей стране не существует государственной идеологии, обязательной для всех. Нельзя административно заставить людей одинаково мыслить и представлять себе некое светлое будущее абсолютно единообразно. Но это не значит, что не должно быть системы взглядов относительно перспектив развития государства и общества. Такая система существует и выражается в так называемом общественном договоре. Без этого договора созидательное движение вперед просто невозможно».

Основополагающими категориями концепции являются: солидаризм, социальная солидарность, социетальное сообщество, социальная сплоченность, социальная инклюзия, социальная интеграция, социальное партнерство, социальная справедливость, гармонизация общественных отношений, согласие, консолидация, гражданский патриотизм, толерантность, доверие, региональная идентичность и ряд других.

Важнейшим теоретическим основоположением концепции и стратегии является нормативное понятие: «солидарное общество». Мы в полной мере согласны с исследователем В.Н.Бабинцевым, в том, что «Солидарное общество – это общество, в котором: на смену враждебности и агрессии приходит взаимопонимание и сотрудничество; открытый и честный диалог между властью и гражданами становится нормой жизни; мера ответственности человека за свои действия или бездействие соответствует его положению; социальная справедливость становится высшим принципом взаимоотношений; поощряются и поддерживаются все формы милосердия и благотворительности; созданы условия для объединения людей на основе общности интересов и доверия, их гражданского участия в разработке, принятии и контроле выполнения управленческих решений; власть несёт ответственность за безопасность и последствия своих действий».

«Солидарное общество противостоит обществу индивидуалистическому, разобщенному, разрозненному, это общество дискретное, не объединенное единой целью, системой ценностей и норм, разделяемых людьми в этом обществе. Солидарность в обществе – это единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка его членов, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих общественных и групповых целей, совместная ответственность (Тюриков А.Г).

Основными составляющими элементами в структуре солидарного общества являются: главная идея и стратегическая цель развития, функционирующая ценностно-нормативная система и социальные организации.

Общественная солидарность, сплоченность, отношения доверия и взаимной поддержки формируются как минимум на пяти уровнях: ближайшее социальное окружение (семья, друзья, соседи); коллектив (трудовой, учебный); муниципальное местное сообщество; региональное сообщество; общество в целом.

В современной России идея формирования регионального солидарного общества, как одна из целей развития региона, в практическом, региональном преломлении была озвучена губернатором Белгородской области Е.С.Савченко в 2009 году в ежегодном послании. В этом регионе утверждена концепция «Формирование регионального солидарного общества». На основе концепции была разработана и осуществляется с 2011 года Стратегия «Формирование регионального солидарного общества» на 2011–2025 годы. Заключен «Договор о взаимной ответственности за реализацию стратегии «Формирование регионального солидарного общества на 2011 -2025 годы» с основными институтами гражданского общества региона. Общественная палата региона издает журнал «Солидарное Белгородское общество», создан соответствующий сайт. В данном контексте интересен также опыт органов государственной власти Ульяновской области, где принята «Концепция развития социальной сплочённости в Ульяновской области» и разрабатывается концепция формирования региональной идентичности.

Автором доклада предлагается следующий алгоритм первоначальных научно-практических политико-управленческих мер по проектированию и осуществлению системной государственной политики формирования солидарного общества.

Во-первых, необходимо принять распоряжение Главы РК о создании экспертной группы по разработке «Концепции становления солидарного общества в Республике Коми» и провести республиканскую научно-практическую конференцию по данной проблеме. На основе концепции разработать соответствующую стратегию – программу на 2019 - 2035 годы. Она может быть включена в дизайн разрабатываемой правительством РК «Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года». Социальная солидарность и сплочённость должны рассматриваться как необходимые условия реализации Стратегии «Преображения Республики Коми».

Основными направлениями, факторами и условиями становления регионального солидарного общества, по нашему мнению, являются:

снижение уровня социальной и территориальной (пространственной) дифференциации,

формирование среднего класса в регионе как важнейшего социально-экономического условия становления солидарного общества;

повышение качества жизни;

повышение уровня духовно-нравственного развития регионального социума, качества человеческих отношений, формирование духовных и культурных основ регионального солидарного общества;

формирования гражданского патриотизма,

повышение уровня легитимности власти и укрепление взаимного доверия власти и населения;

повышение качества и эффективности функционирования власти и гражданского общества и их взаимодействия;

повышение уровня информационной открытости власти, прозрачности действий органов государственной власти и местного самоуправления, учет мнений различных групп населения в реализуемых региональных программах;

развитие механизмов участия некоммерческих организаций в предоставлении государственных (муниципальных) услуг (работ) и социальном предпринимательстве;

расширении рефлексивного участия людей в процессе социальной консолидации, и в активизации гражданских инициатив по формированию и поддержанию солидарного состояния общества, развитие конструктивной социальной активности, содействие развитию благотворительной деятельности и добровольчества, добровольческой активности населения;

формирование общероссийской (общенациональной) и региональной гражданской идентичности, целостного интегрированного регионального сообщества; формулировка смыслов, ценных для большинства населения региона и, основанных на культурно-исторических традициях, формирование в региональном общественном сознании позитивного образа региона и солидарного общества;

укрепление межэтнического, межконфессионального согласия и веротерпимости, гражданского мира и согласия, гармонизации общественных отношений;

укрепление института семьи и семейных отношений как основы формирования солидарного общества; осуществление политики преемственности и солидарности поколений;

формирование у молодежи установок на коллективизм, сотрудничество, развитие социальных сетей в молодежной среде, формирование регионального сетевого сообщества, позитивно ориентированных социальных сетей;

развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности;

государственная поддержка развития социально- ориентированного, социально- ответственного бизнеса, развитие корпоративной социальной ответственности на территории республики;

формирование и развитие социального капитала муниципальных образований и межмуниципального сотрудничества, содействие развитию территориального общественного самоуправления и соседского сообщества;

утверждение принципов социальной защищенности, поддержки и ответственности как оснований достижения общественного согласия;

утверждение идеи социальной справедливости как ведущего принципа взаимоотношений между людьми, органами власти и населением;

развитие общественно-государственного партнёрства в решении социальных задач;

разработка и внедрение стимулов, поощряющих «солидарный образ жизни» и целый ряд других.

Во-вторых, рекомендуется создать систему координации деятельности всех институтов (государственных, гражданских, социально-ориентированного бизнеса) и осуществления всех государственных гуманитарных политик (около 20 субполитик), создающих условия для общественного согласия, консолидации общественных сил региона, в том числе: информационной политики, политики повышения репутационного капитала региона, имиджевой политики, политики формирования общероссийской и территориальной идентичности, символьной региональной политики, национальной политики, политики в сфере развития и гармонизации межконфессиональных отношений, политики обеспечения преемственности поколений, политики формирования гражданского патриотизма, политики поддержки институтов гражданского общества, политики в сфере защиты прав и свобод граждан, региональной исторической политики и др. Все эти политики должны иметь общественно-государственную модель реализации.

Координирующим органом в работе по формированию солидарного общества может быть общественно-государственный Совет по гармонизации общественных отношений в Республике Коми при Главе РК или заместителе Председателя правительства. (существующий Совет по гармонизациимежэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Коми (фактически бездействующий до настоящего времени) рекомендуется преобразовать в Совет по гармонизации общественных отношений. Этот общественно-государственный институт будет иметь более многофункциональное и более широкое по своим целям и задачам, предназначение (включающее и гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений). Кроме того, проблемы координации в сфере гармонизации межнациональных отношений достаточно успешно выполняет Консультативный совет по делам национально-культурных автономий при миннаце.

В-третьих, необходимо создать систему общественных «договоров – соглашений» с населением и институтами гражданского общества включающую:

«Договор об общественном согласии в Республике Коми». Итоги его выполнения целесообразно подводить ежегодно в «День народного единства» – 4 ноября на традиционном Гражданском форуме республики.

«Договор о согласованном уровне жизни и общественном контроле за его реализацией» с населением республики, на основе возрожденного закона РК 1997 года «О согласованном уровне жизни населения и контроле его обеспечения»;

Региональное соглашение по социально-экономическим вопросам между Правительством Республики Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми и Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми. Подобная система должна действовать и в муниципальных образованиях.

В контексте осуществления формирования солидарного общества, социально-гуманитарной модернизации республики рекомендовать Главе РК, Государственному Совету РК:

  • принять закон республики «О качестве жизни населения Республики Коми»
  • создать механизм практической реализации закона РК «О согласованном уровне жизни и контроле его обеспечения» (в числе других, субъектами реализации данного закона может быть Общественная палату Республики Коми, ОНФ, федерация профсоюзов и др. ).
  • Разработать и принять исходя из опыта ряда субъектов России (Волгоградской, Ярославской, Ленинградской, Белгородской, Томской, Липецкой областей и других регионов) «Социальный кодекс Республики Коми».
  • включить в «Стратегию социально-экономического развития республики до 2035» года раздел: «Участие общественности в реализации стратегии» или раздел «Развитие и гармонизация общественных отношений в Республике Коми» с участием Общественной палаты РК и других институтов гражданского общества.
  • Включить в регламент деятельности Правительства РК норму, согласно которой при обсуждении важнейших вопросов, затрагивающих интересы значительной части населения наряду с правовой экспертизой и научной (экспертной) оценкой проекта решения, должна представляться и общественная экспертиза, представленная Общественной палатой РК или другими институтами гражданского общества.
  • Внедрить в практику работы проведение «нулевых чтений»

В-четвертых, рекомендуется с участием общественности создать ряд новых «консолидационных» институтов гражданского общества, в том числе:

Народный форум (собрание) Республики Коми. По нашему мнению, эффективной формой, обеспечивающей формирование солидарного общества в республике Коми, постоянно действующей системы и механизма участия населения в государственном региональном управлении, обеспечения представительного общественного участия для решения актуальных проблем в сфере социально- экономического, политического и духовно-нравственного развития республики мог бы стать Народный форум (собрание) Республики Коми – система постоянно действующих «гражданских форумов» или «ассамблей», своеобразный «общереспубликанский сход», «республиканский «гайд – парк», «большое республиканское жюри». «Народный форум» как один из институтов регионального открытого «большого правительства» может включать:

подсистему местных муниципальных (городских, районных, сельских и поселковых) форумов (сходов), собраний территориального общественного самоуправления (ТОСов);

подсистему форумов различных категорий населения и институтов гражданского общества: форум интеллигенции (например - «профессорское собрание РК»), форумов женщин, людей старшего возраста (форум старейшин), форум молодежи, родительский форум, форум институтов гражданского общества, в том числе, ежегодный гражданский форум, съезды коми народа, партийные форумы, форум журналистов РК, форум ассамблеи народов Республики Коми, форум муниципальных образований РК (Совет) и др.

подсистему «отраслевых» форумов (например, форумов работников лесопромышленного, агропромышленного комплексов, работников образования, культуры, работников системы социального обслуживания населения, форум адвокатского сообщества и т.д.).

В институциональную структуру народного форума может быть включена (по согласованию) Общественная палата РК, Коми региональное отделение ООД «Народный фронт «За Россию»», «Коми войтыр», Молодежный парламент РК, Ассамблея народов РК, партии, представленные в парламенте республики, в том числе, КРО политической партии «Единая Россия» как ведущая политическая сила в регионе и др.

На рассмотрение Народного форума Республики Коми можно выносить наиболее актуальные проблемы региональной государственной политики, проекты законов, затрагивающих интересы большинства населения.

Форумы могут проходить как с единой повесткой, например, вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни, формирование и реализация региональной государственной политики дезалкоголизации населения, проблемы ЖКХ, проблемы обеспечения в республике конституционных прав и свобод граждан, в том числе конституционного права граждан на достойную жизнь и свободное развитие, обсуждение проектов «народного бюджета», «народных программ», проектов стратегии развития региона, так и с различными проблемными повестками, волнующими население городов и районов, отдельных категорий граждан, институтов гражданского общества и т.д.

«Народный форум Республики Коми» должен иметь свой официальный сайт как один из компонентов системы региональной электронной демократии. Одним из «координаторов», обеспечивающих деятельность Народного форума, могла бы быть Общественная палата РК. Возможно, «Народный форум Республики Коми» может быть институтом Общественной палаты РК или Коми регионального отделения ООД «Народный фронт «За Россию»».

Механизм функционирования данного института народного представительства должен осуществляться на основе принятия соответствующего закона Республики Коми. Создание и функционирование «Народного форума Республики Коми» в полной мере согласуется с идеей, изложенной В.В. Путиным о том, что «растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля. Прежде всего, это – общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения», что «мы должны стремиться к объединению общества, а для этого нужно, чтобы все люди вне зависимости от своих взглядов чувствовали, что они услышаны».

Идея создания народного форума (как и вся совокупность других предложений автора данной публикации) может быть обсуждена общественностью региона. Одной из повесток дня Народного форума могла бы быть повестка «За консолидацию общественных сил». С такой повесткой можно провести и гражданский форум Республики Коми.

В-пятых, в деятельности по формированию солидарного, сплоченного регионального общества повышается роль и значение таких координирующих гражданских институтов как Общественная палата РК, Коми региональное отделение ООД «Народный фронт «За Россию». Это требует значительного повышения эффективности их деятельности.

Научно-практические основы повышения эффективности функционирования Общественной палаты изложены автором в соответствующей концепции.

В работе по формированию солидарного общества необходимо использовать накопленный в регионе позитивный опыт, а также, внедрять и использовать положительную практику субъектов РФ, в том числе:

Ярославской области по функционированию «Народного правительства Ярославской области»,

Краснодарского края по деятельности «Открытого правительства»,

Иркутской области по функционированию «губернского собрания общественности Иркутской области»

Белгородской области по организации системы «народной экспертизы» - контроля оказания социально значимых услуг населению и поддержке гражданских, социальных, инициатив

Ульяновской области по проведению конкурса на лучший девиз области, созданию отраслевых общественных палат: экологической, педагогической, агропромышленной, градостроительной и др.

В общем контексте проектирования «Концепции формирования солидарного общества, региональной идентичности», разработки «Стратегии преображения республики до 2035 года», проведения мероприятий к 100-летию Республики Коми рекомендуется сформулировать и представить для обсуждения общественности своеобразную «региональную идентификационно - консолидирующую «идею, как важнейший компонент общей идеологию развития региона, которая обеспечивает общее целеполагание, то есть разделяемое всеми представление об основных целях и задачах развития республики, в том числе, «миссию Республики Коми», желаемые ценностно-целевые состояния региона, девиз республики.

Для общественного обсуждения автором предлагается следующий комплекс формулировок миссии и характеристик интегрального желаемого образа Республики Коми:

Миссия Республика Коми - транспортно – логистический центр Европейского Севера и форпост Арктической зоны России, обеспечивает создание на территории Республики Коми ключевого сухопутного транспортного коридора для освоения и использования Российской Арктики в целях решения человеко-ориентированных задач прорывного развития страны;

Миссия Республики Коми – обеспечить социально-политический и гуманитарный статус республики, как региона, реализующего в целях повышения качества жизни населения и развития человеческого потенциала стратегию инновационного, прорывного, преображающего развития республики на основе диверсификация структуры экономики, достижения гармоничного синтеза сырьевой и несырьевой модели развития, реализации инновационного и технологического потенциала, преодоления инфраструктурных ограничений, комплексного пространственного развитии территорий, входящих в состав региона.

  • Миссия Республика Коми – обеспечить статус региона, в котором, органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляется системная работа по созданию условий для развития человека, как высшей ценности, «меры всех вещей», на основе эффективной гуманитарной макрополитики, развития культуры, образования, здравоохранения, политики здорового образа жизни, заботы о детях, молодежи, семье и старшем поколении, преемственности и солидарности поколений, повышении качества и уровня жизни, улучшений условий труда, укрепления института семьи, интеллектуализации, духовно-нравственного развития и воспитания населения, регион, в котором реализуются принципы социальной справедливости, социального гуманизма, социальной сплоченности;

Миссия Республики Коми - создание комфортной среды проживания и приближения стандартов качества жизни, показателей развития человеческого потенциала к уровню лучших северных регионов России, Северо-Западного федерального округа и, в долгосрочной перспективе, к стандартам качества жизни населения стран северной Европы и стран финно-угорского мира.

  • Миссия Республики Коми - обеспечить статус субъекта РФ, как одного из лучших регионов в Северо – Западном федеральном округе по основным индикаторам качества жизни и качества «качеств населения» и, превратиться в территорию наиболее комфортную для проживания, труда и отдыха населения, территорию высокого и, повышающегося качества жизни для нынешних и будущих поколений на основе инновационного прорывного развития, промышленного роста, повышения конкурентоспособности, создания новой системы привлечения инвестиций, способствующей внедрению достижений науки и инноваций в производство;

Желаемый образ Республики Коми есть образ социетальный и многомерный, отражающий развитие основных сфер общества. Представим, авторское видение некоторых «сферных образов - перспектив» инновационного будущего состояния региона:

  • Республика Коми к 2035 году - регион, в котором, органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляется системная работа по созданию условий для развития человека, как высшей ценности, «меры всех вещей» на основе эффективной гуманитарной, социальной политики, развития культуры, образования, здравоохранения, политики здорового образа жизни, заботы о молодежи и старшем поколении, преемственности и солидарности поколений, повышении качества и уровня жизни, улучшении условий труда, укрепления института семьи, интеллектуализации и духовно-нравственного развития и воспитания населения.
  • Республика Коми к 2035 году – регион, обладающий сильной, конкурентоспособной экономикой с высоким инвестиционным и инновационным потенциалом, привлекательным инвестиционным климатом, сбалансированным пространственным развитием;

Республика Коми к 2035 году - регион, в котором, сформирована эффективно функционирующая демократическая политическая система, общественно-государственная модель публичного управления, межсекторное социальное партнерство, обеспечивающее устойчивое демократическое общественно-политическое развитие, гражданский мир, гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, общественное согласие, социальную сплоченность и социальную солидарность, защиту и реализацию конституционных прав и свобод граждан, их активное участие в государственном управлении и местном самоуправлении.

Республика Коми к 2035 году - «цифровой субъект» Российской Федерации, в котором цифровое правительство - электронная государственная власть осуществляет цифровое государственное управление, а местное самоуправление – цифровое муниципальное управление и со-управление, регион, в котором функционирует многосубъектная система взаимодействующих и взаимосвязанных цифровых институтов: цифровых органов государственной власти и управления, цифровых государственных органов, цифровых органов местного самоуправления («цифровых городов и районов»), цифровое гражданского общества, СМИ, бизнеса, образования, культуры, здравоохранения, науки, иных других цифровых социальных институтов, в том числе, социальных сетей (как института цифрового виртуального социума, виртуального гражданского общества), имеющих юридический статус площадок для формулирования и транслирования гражданских инициатив во властные структуры, а также, система регионального цифрового информационного законодательства;

Важнейшим компонентом модели образа региона, как составной части его концептосферы, является система желаемых образов, «имиджформирующих – характеристик». Предлагается следующий комплекс имиджевых характеристик – образов и брендов республики:

Республика Коми – динамично развивающийся, перспективный регион, регион, в котором люди являются высшей ценностью, эффективно реализуют творческий потенциал;

регион, в котором права и свободы человека, семья, эффективный труд, справедливость, гражданское достоинство, солидарность, порядок, безопасность являются приоритетными ценностями;

регион, основным вектором стратегического развития, которого, является человеческое счастье;

регион - открытый для международного сотрудничества, активно и эффективно осуществляющий внешнеэкономические связи со многими государствами мира и регионами России;

регион, в котором созданы благоприятные общественно-политические условия для социально-экономической модернизации - преображения, обеспечивается гражданский мир и межнациональное согласие.

Республика Коми – территория:

достойной и комфортной жизни для современных и будущих поколений; гражданского мира и межнационального согласия;

свершений, надежды, мечты;

здорового образа жизни, повышающегося качества жизни и продолжительности жизни населения, счастливого детства, детства без жестокости и слез, успешных людей.

Республика Коми - край, находящийся в расцвете своих сил;

край одного из 7 чудес света России - каменных идолов на плато Маньпупунёр;

родина П.А.Сорокина – выдающегося макросоциолога современности, философа, культуролога, социального мыслителя гуманиста, регион, где создан уникальный центр изучения его творческого наследия, имя которого носит Сыктывкарский государственный университет;

родина лыж;

центр развития лыжного спорта России и Европы, родина многократных олимпийских чемпионов - лыжников: Раисы Сметаниной, Николая Бажукова, Василия Рочева;

кладезь земли российской, богатейшая минерально-сырьевая база и кладовая России, край, в недрах которого – вся таблица Менделеева; углеводородная провинция стратегической значимости;

«зарни лов – золотая душа Коми;

преображенный край, устремленный в будущее; родная земля – Парма;

общий дом дружной, многонациональной семьи народов России;

многонациональный край, уважительно собирающий лучшие традиции народов России;

радуга Севера;

сияние Севера; северное сияние России;

край, обладающий мощным экологическим потенциалом, край леса и тундры которого, экологический источник и легкие Европы;

край экологического туризма.

Одним из компонентов футуромодели желаемого образа региона, государственной символики субъекта РФ, является его девиз - «сияющая вершина миссии. Девиз, выражая миссию, устремлен к высшей цели реализации призвания, предназначения народа и страны. Автор представляет для экспертного обсуждения, следующие первоначальные проектные варианты девиза республики:

«Живи в веках и процветай, преображенный Коми край»;

«Республика Коми: помнит прошлое, преображает настоящее, устремлена в будущее»;

«Коми край, твоя судьба благодатна и светла» [ слова из гимна Республики Коми]

Республика Коми - сильный регион сильной России.

Одним из компонентов модели образа региона, государственной символики субъекта РФ является его девиз – краткое изречение, выражающее наивысшие ценности региона, его идентификационные и идеологические основы, которые характеризуют и отражают цели развития региона, а также устремления его жителей. Необходимо отметить, что девиз страны, региона, как коммуникативный интегратор (наряду с гербом, флагом, философией, идеологией страны), относится, по мнению исследователя И.П. Яковлева, «к числу стратегических компонентов имиджа. Его функция – предельно кратко и оригинально отразить и выразить миссию».

Коми региональное отделение партии «Единая Россия» совместно с Общественной палатой РК может инициировать проведение республиканского конкурса на лучший девиз республики. Это можно осуществить в рамках подготовки к 100-летию образования коми автономии. В данном контексте предлагается инициировать и организовать общественную дискуссию по вопросам проектирования общереспубликанской консолидирующей идеи, своеобразной идеологии преображения региона.

Предлагая ряд мер по формированию солидарного общества в Республике Коми, автор учитывает:

что это чрезвычайно сложный и длительный процесс,

что солидарность есть динамическое и не гарантированное состояние, требующее постоянного внимания со стороны всех участников интеракционного комплекса,

что становление солидарного общества, социальной сплоченности требует ежедневных солидарных усилий власти и регионального социума,

что полного взаимного согласия и доверия между властью и обществом в сложном полиэтническом, поликонфессиональном, полиментальном регионе по всем основным проблемам развития республики, вряд ли возможно добиться.

Но, при этом очень важно, чтобы население осознало простую истину, что жить солидарно выгоднее, чем быть разобщенными, что это может быть практически претворено в жизнь солидарными усилиями власти и гражданского общества на основе разработки и осуществления государственной политики формирования солидарного общества.

Литература

1. Ефременко Д.В. Многоликая солидарность. Социальная солидарность как проблема классической и современной социологии. Материалы, подготовленные к публикации в «Социологическом ежегоднике. 2011»(М.: ИНИОН РАН, 2011)

2. Бабинцев В.П. Концепция солидарного общества: некоторые уроки разработки и реализации. Сайт «Солидарное Белгородское общество"

3. Владимир Путин: главное для нас - это люди. Коми региональное отделение партии «Единая Россия», Общественная палата Республики Коми. Электронное издание. Автор-составитель В.М. Теребихин. Сыктывкар. 2018. https://cloud.mail.ru/public/9uQg/VbzQZ1Xgw

4. Святейший Патриарх Кирилл «О смыслах». Издательство Московской Патриархии. Автор-составитель В.Теребихин. Москва. 2017.

5. Питирим Сорокин: суждения и афоризмы. Центр «Наследие» имени Питирима Сорокина. Издательство «Анбур». Автор –составитель В.Теребихин. Сыктывкар. 2013.

6. Теребихин В.М. Футуромодель желаемого образа Республики Коми к 100-летию образования Коми автономии: пролегомены к разработке концепции инновационного имиджа региона//https://op.rkomi.ru/dictionaries/mnenie_ekspertov/155491

7.

Федоров Н.Ф. Философия «общего дела». Т.2. – М., 1913. – С.40-44.

Федоров Н.Ф. Философия «общего дела». Т.2. – М., 1913. – С.40-44.

Владимир Путин: главное для нас- это люди., Электронное издание . Автор-составитель В.М.Теребихин. Сыктывкар, 2018//

Святейший Патриарх Кирилл «О смыслах». Издательство Московской Патриархии. Автор-составитель В.Теребихин. Москва. 2017.

Гапликов С.А. Доклады Главы РК Государственному Совету Республики Коми об итогах деятельности Правительства Республики Коми основных направлениях работы, планах на среднесрочную перспективу за 2015-2017 гг. http://rkomi.ru/services/doklady/

Бабинцев В.П. Концепция солидарного общества: некоторые уроки разработки и реализации. Сайт «Солидарное Белгородское общество"

 
 
0
ЕР_Коми

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru