войти кнопки соц.сетей
30 января 2019 в 10:38

Девять шагов для освоения Арктики

Россия движется по пути дальнейшего освоения Арктики. Реализуемые на Ямале, в наиболее сильном арктическом регионе страны, мегапроекты открывают новые перспективы и для самого автономного округа, и для всего Заполярья.

События последних десяти лет показывают, что Россия вернулась в Арктику. Основным трендом дальнейшего освоения этого макрорегиона становится реализация наиболее прагматических проектов, которые уже в краткосрочной перспективе дадут максимальный экономический эффект.

Закономерна при этом ставка на наиболее сильные регионы, такие как Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО). Именно здесь, на Ямале, разворачиваются колоссальные и по масштабу инвестиций, и по количеству привлекаемых трудовых ресурсов проекты, которые кардинально меняют жизнь в российском Заполярье. Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов — о развитии центрального арктического региона на ближайшие годы.

Экономическое развитие

Одним из самых значимых событий для нас стало решение о строительстве Северного широтного хода, которое было принято руководством страны. Наш президент Владимир Владимирович Путин отметил: этот ямальский проект «даст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути». Уже через четыре года будет запущена железная дорога между Надымом и Салехардом. Мы прилагаем максимальные усилия, чтобы уже этой зимой начать строительство моста через реку Обь, который свяжет столицу нашего округа с Большой землей. Мы долго к этому шли и верили в успех.

Промышленные проекты

Важнейшим для Ямала событием стало решение о начале освоения уникального Харасавэйского месторождения. Еще одним ключевым для нас событием в этом году станет выход завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ» на плановую мощность. Округ делится энергией не только со странами Европы. Ямал уже хорошо известен в Азии, куда по Севморпути идут газовозы с ямальским СПГ. Очевидно, что Ямал в ближайшем будущем станет базой еще для одного масштабного международного проекта — завода «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове.

Экономическая стабильность

Округ входит в тройку лидеров страны по объему вложений на душу населения. Более 70% инвестиций, направленных в российскую Арктику, приходится на Ямал. Такого бума развития промышленности, как сейчас, у нас не наблюдалось с советских времен. Прирост производства по итогам этого года должен составить более 10%.

Ямал устремлен в будущее

Ямал всегда был устремлен в будущее. Наш легендарный геолог Василий Тихонович Подшибякин говорил: «Здесь, на Ямале, мы все делали впервые, отказываясь от традиционных правил. Чтобы преодолеть сомнения скептиков, нужна была смелость собственных решений». И таким смелым проектом нашего времени является Северный широтный ход — 2. Добыча смещается глубоко на север, где расположены нетронутые запасы углеводородов. Одновременно перед нами стоит государственная задача по развитию Северного морского пути. Убежден, наш проект сыграет в этом ключевую роль.

Новая транспортная инфраструктура

Еще один крупный проект, который мы начинаем, — строительство моста через реку Пур. Он действительно долгожданный для ямальцев, начнем строить мост в конце декабря.

Успешно реализуется в Новом Уренгое первая в нашей стране концессия по модернизации аэропорта. Речь идет об обновлении самого крупного авиаузла всей российской Арктики. Сейчас активно ведется проектирование. Летом будущего года начнется строительство перрона и аэропорта. Уже через три года жители нашей газовой столицы получат удобный и современный аэропорт.

Доступность авиасообщения

Еще один важный вопрос — доступность авиабилетов для жителей ямальской Арктики и появление новых маршрутов. В этом году мы увеличили число субсидируемых маршрутов втрое, с восьми до двадцати пяти. Речь идет о новых межрегиональных рейсах с учетом летнего сезона. Стало возможным летать не через Москву, а напрямую в города, с которыми связаны жители округа. В результате появились маршруты из окружной столицы до Омска и Новосибирска по доступной цене. Традиционно спросом пользуются рейсы до Санкт-Петербурга: мы субсидируем такие маршруты из всех наших крупных городов — Надыма, Ноябрьска, Нового Уренгоя и Салехарда. Летом добавим южные направления. Большой популярностью в этом году пользовался прямой рейс в Симферополь. Это направление ямальцы любят, будем его и дальше развивать. Летом следующего года субсидироваться будут полеты в Крым из Салехарда и Нового Уренгоя, а также рейсы в Краснодар из Ноябрьска, Нового Уренгоя и Надыма.

Развитие речного транспорта

Особое значение для Ямала имеет развитие речного транспорта. В Санкт-Петербурге по нашему заказу изготовили специальные новые суда на воздушной подушке, которые позволяют решить проблему транспортного сообщения между Салехардом и Лабытнанги в период ледостава, пока не будет построен мост. По программе «Сотрудничество» мы совместно с нашими партнерами из Тюменской области и Югры выступили инициаторами строительства совершенно нового теплохода, аналога которому нет в современной России. Он будет осуществлять рейсы на расстояния большой дальности, например из Салехарда до Антипаюты или Омска, причем перевозка станет намного быстрее и безопаснее, чем сегодня.

Арктический туризм

Уникальная природа Ямала привлекает людей со всего мира, и на Ямале есть все необходимое, чтобы стать центром арктического туризма. Это направление должно вносить свой вклад в экономику региона. Для этого нам необходимо внедрение нового подхода к туристической отрасли и свежий взгляд на ее проблемы. Мы давно об этом говорим, но заметных результатов пока не достигнуто. Уверен, развитию туризма будет способствовать строительство моста через Обь. Прилетев в Салехард, можно будет уже через час оказаться у подножья Полярного Урала. Это отличная возможность для развития экологического туризма.

Уверенность в успехе

Ямал чувствует себя уверенно. У нас сильные бюджетные показатели. Залог этой стабильности — планомерная и грамотная работа с недропользователями. Благодаря четко выстроенной системе региональных льгот крупному бизнесу выгодно регистрировать свои предприятия на нашей территории.

Задача региональной власти — правильно определить приоритеты, основываясь на мнении наших жителей. Поэтому мы и дальше будем направлять основной объем средств на образование, медицину и иные социально значимые расходы. На данный момент это восемьдесят процентов нашего бюджета.

Источник: http://expert.ru/expert/2018/50/devyat-shagov-dlya-osvoeniya-arktiki/

--------------------------------------------

<…>

Минерально-сырьевой потенциал продолжает оставаться ведущим фактором экономического роста и развития промышленного производства региона. Решающим является его вклад в формирование объема грузоперевозок. <…>

В связи с освоением природно-ресурсного потенциала, реализацией крупных федеральных и региональных программ по созданию и развитию промышленных производств и транспортной инфраструктуры возрастает роль Республики Коми как будущего крупного промышленно-логистического ареала на Европейском Севере Российской Федерации. В последние годы здесь наметились новые направления формирования трансконтинентальных транспортных коридоров и связанных с ними минерально-сырьевых потоков.

Огромным стимулом для дальнейшего развития минерально-сырьевого потенциала является наземная транспортная инфраструктура: железные и автомобильные дороги, нефтегазотрубопроводные системы, нефтяные и СПГ-терминалы, мосты.

Среди основных направлений формирования и развития материковых транспортных коридоров особое внимание уделяется созданию железнодорожных магистралей Белкомур (Архангельск – Сыктывкар – Пермь) и Баренцкомур (Индига – Ухта – Пермь), строительству перехода Лабытнанги – Троицко-Печорск – Ивдель – Енисейск – Усть-Кут, ветки Воркута – Усть-Кара, Северный широтный ход (Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево).

Эти многофункциональные магистрали обеспечивают трансконтинентальную связь портов Белого, Баренцева и Карского морей с портами Тихого океана и определяют новые направления выхода сырьевых регионов Европейского Севера, Урала и Сибири на рынки Западной Европы и Северной Америки.

<…>

Известия Коми научного центра УрО РАН. № 3(27). Сыктывкар, 2016.

Рис. 1. Перспективы индустриально-транспортного развития Республики Коми.


 
 
0
komiarktika

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru