войти кнопки соц.сетей
21 марта 2019 в 11:01

«Поворот на Восток»: перспективы взаимодействия России и Китая в Арктике

26 марта в офисе Экспертного центра «Проектный офис развития Арктики» состоится заседание дискуссионного клуба на тему «Взаимодействие России и Китая в Арктической зоне Российской Федерации. Проблемы и перспективы».

Модератор — эксперт ПОРА по ГЧП, эксперт в Российско-Китайской палате по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией, доцент Президентской Академии Александр Воротников.

В январе 2018 года Информационное бюро Госсовета КНР опубликовало «Белую книгу по Арктической политике Китая» документ, в котором впервые была подробно изложена стратегия Китая в Арктике. В «Белой книге» упоминаются несколько способов участия Китая в освоении Арктики, в том числе судоходство по арктическому маршруту — Северному морскому пути (СМП), поощрение китайских предприятий к активному инвестированию в создание инфраструктуры морских путей, разработка минеральных и биологических ресурсов.

В документе отмечается, что строительство «Ледового Шелкового пути», то есть использование СМП, является частью глобальной инициативы «Один пояс, один путь», предполагающей построение мощной транспортной инфраструктуры по суше и морю между Азией и Европой. Очевидно, что претензии на СМП, пролегающий вдоль северных берегов России, напрямую затрагивают интересы нашей страны.

С другой стороны, международная обстановка заставляет Россию искать новых, незападных партнеров для привлечения капитала и технологий в арктические проекты. Поэтому Китай рассматривается как один из ключевых партнеров по развитию российской Арктики. Однако в экспертном сообществе нет единого мнения по этому вопросу — часть российских экспертов настороженно относится к участию Китая в арктических делах.

В связи с этим в рамках дискуссионного клуба планируется обсудить следующие вопросы:

арктическая политика Китая;

инвестиции Китая в развитие арктического региона;

основные направления взаимодействия Россия и Китая в Арктике;

«поворот на Восток»: перспективы взаимодействия России и Китая в Арктике;

влияние сотрудничества России и Китая на Дальнем Востоке на развитие Арктической зоны России;

проблемы и риски взаимодействия России и Китая в Арктике.

К обсуждению приглашены: Михаил Григорьев, директор и совладелец консультационной компании ООО «Гекон», академик РАЕН, член научного совета при Совете безопасности РФ, член научно-технических советов Минприроды России и Минтранса России; Павел Гудев, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН; Валерий Журавель, ведущий научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН, член научно-экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики; Андрей Криворотов, секретарь совета директоров компании «Штокман Девелопмент АГ»; Михаил Крутихин, экономический аналитик, специалист по нефтегазовому рынку, партнер информационно-консалтингового агентства RusEnergy; Дарьяна Максимова, кандидат политических наук, научный сотрудник Института США и Канады РАН, доцент Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ им. М.К. Аммосова; Тимур Максутов, кандидат политических наук, заместитель программного директора РСМД; Ольга Подберезкина, кандидат политических наук, член Союза журналистов России, помощник депутата Госдумы; Анна Рыжова, кандидат экономических наук, научный сотрудник Российского института стратегических исследований; Андрей Тодоров, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова; Павел Устюжанин, руководитель Центра стратегического развития Российско-Китайской палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией, член Комитета по международному сотрудничеству РСПП.

Источник: http://www.nia-rf.ru/news/economy/46679

--------------------------------------------

<…>

Минерально-сырьевой потенциал продолжает оставаться ведущим фактором экономического роста и развития промышленного производства региона. Решающим является его вклад в формирование объема грузоперевозок. <…>

В связи с освоением природно-ресурсного потенциала, реализацией крупных федеральных и региональных программ по созданию и развитию промышленных производств и транспортной инфраструктуры возрастает роль Республики Коми как будущего крупного промышленно-логистического ареала на Европейском Севере Российской Федерации. В последние годы здесь наметились новые направления формирования трансконтинентальных транспортных коридоров и связанных с ними минерально-сырьевых потоков.

Огромным стимулом для дальнейшего развития минерально-сырьевого потенциала является наземная транспортная инфраструктура: железные и автомобильные дороги, нефтегазотрубопроводные системы, нефтяные и СПГ-терминалы, мосты.

Среди основных направлений формирования и развития материковых транспортных коридоров особое внимание уделяется созданию железнодорожных магистралей Белкомур (Архангельск – Сыктывкар – Пермь) и Баренцкомур (Индига – Ухта – Пермь), строительству перехода Лабытнанги – Троицко-Печорск – Ивдель – Енисейск – Усть-Кут, ветки Воркута – Усть-Кара, Северный широтный ход (Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево).

Эти многофункциональные магистрали обеспечивают трансконтинентальную связь портов Белого, Баренцева и Карского морей с портами Тихого океана и определяют новые направления выхода сырьевых регионов Европейского Севера, Урала и Сибири на рынки Западной Европы и Северной Америки.

<…>

Известия Коми научного центра УрО РАН. № 3(27). Сыктывкар, 2016.

Рис. 1. Перспективы индустриально-транспортного развития Республики Коми.

 
 
0
komiarktika

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru