войти кнопки соц.сетей
Последние публикации
16 мая 2019 в 11:06

Российские ученые изучат места обитания нарвалов в ходе экспедиции "Трансарктика-2019"

Кроме того, наблюдения будут вестись за птицами, занесенными в Красную книгу, а также за млекопитающими.

Ученые Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук (ИПЭЭ РАН) в ходе экспедиции «Трансарктика-2019», второй этап которой начнется 15 мая, впервые проведут масштабные наблюдения и исследования мест обитания ближайшего родственника белухи – нарвала, а также изучат возможные изменения ареала обитания других млекопитающих и птиц в Арктике. Об этом во вторник ТАСС сообщил участник экспедиции, специалист по морским млекопитающим института Дмитрий Глазов.

«Ученые ИПЭЭ РАН приглашены для проведения исследований по морским млекопитающим и птицам и совместно с коллегами будут в ходе этого рейса отвечать за наблюдение, регистрацию и описание встреч с морскими млекопитающими и птицами. Это первая часть работ. Вторая часть связана с изучением нарвала. Эти китообразные в России исследованы плохо, и специальных исследований по его присутствию в российской Арктике не проводилось», - сказал Глазов.

По его словам, основной ареал обитания нарвалов, которые являются ближайшими родственниками белух, - Гренландия с западной и восточной сторон и Канада. В российскую часть Арктики, в высокоширотную ее часть это млекопитающее, как отметил Глазов, заходит не часто. Например, его появление регистрируют сотрудники национального парка «Русская Арктика». Ученые ИПЭЭ РАН планируют изучить среду обитания нарвала, его пищевых конкурентов и другие особенности.

«Мы рассчитываем, что наш проект позволит обратить внимание на изучение высокоширотной Арктики, потому что все работы, которые сейчас проводятся, проводятся в основном по лицензионным участкам нефтегазовых компаний, либо по тем районам, которые интересны гидрологам, метеорологам и так далее. В изучение высоких широт в таком случае мы будем в чем-то впереди других стран, поскольку изучение этих районов идет слабо, а если учитывать, что приоритет в освоении ресурсов региона у тех, кто этим занимается, то мы надеемся, что наша работа позволит приоритеты такие расставить», - сказал Глазов.

Ученый отметил, что наблюдения будут вестись и за другими видами, обитающими в Арктике, в первую очередь за птицами, занесенными в Красную книгу, и млекопитающими. «Есть «коренные жители» Арктики, например белуха, гренландский кит, нарвал, а есть приходящие. Причем из-за изменения климата животные тоже меняют свои привычки. Например, из Атлантики в арктические воды приходят теплолюбивые млекопитающие. И мы хотим посмотреть на такие изменения», - пояснил представитель института.

Наблюдения будут вестись не только с палубы научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов», но и с вертолетов, сообщил Глазов. Для съемки и фотографирования планируется задействовать беспилотные летательные аппараты.

«Трансарктика-2019»

Научная полярная экспедиция «Трансарктика-2019» состоит из четырех этапов. Она началась в марте с экспедиции на судне «Академик Трешников» и завершится осенью. Ученые будут проводить комплексные исследования морей российской Арктики. Помимо судна «Академик Трешников», в экспедиции будут задействованы научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» и научно-исследовательские судна «Профессор Мультановский» и «Профессор Молчанов».

Российский премьер Дмитрий Медведев распорядился выделить в 2019 году почти 870 млн рублей на проведение научных исследований и мониторинга окружающей среды в Арктике в рамках экспедиции «Трансарктика-2019».

Источник: https://tass.ru/nauka/6428692

--------------------------------------------

<…>

Минерально-сырьевой потенциал продолжает оставаться ведущим фактором экономического роста и развития промышленного производства региона. Решающим является его вклад в формирование объема грузоперевозок. <…>

В связи с освоением природно-ресурсного потенциала, реализацией крупных федеральных и региональных программ по созданию и развитию промышленных производств и транспортной инфраструктуры возрастает роль Республики Коми как будущего крупного промышленно-логистического ареала на Европейском Севере Российской Федерации. В последние годы здесь наметились новые направления формирования трансконтинентальных транспортных коридоров и связанных с ними минерально-сырьевых потоков.

Огромным стимулом для дальнейшего развития минерально-сырьевого потенциала является наземная транспортная инфраструктура: железные и автомобильные дороги, нефтегазотрубопроводные системы, нефтяные и СПГ-терминалы, мосты.

Среди основных направлений формирования и развития материковых транспортных коридоров особое внимание уделяется созданию железнодорожных магистралей Белкомур (Архангельск – Сыктывкар – Пермь) и Баренцкомур (Индига – Ухта – Пермь), строительству перехода Лабытнанги – Троицко-Печорск – Ивдель – Енисейск – Усть-Кут, ветки Воркута – Усть-Кара, Северный широтный ход (Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево).

Эти многофункциональные магистрали обеспечивают трансконтинентальную связь портов Белого, Баренцева и Карского морей с портами Тихого океана и определяют новые направления выхода сырьевых регионов Европейского Севера, Урала и Сибири на рынки Западной Европы и Северной Америки.

<…>

Известия Коми научного центра УрО РАН. № 3(27). Сыктывкар, 2016.

Рис. 1. Перспективы индустриально-транспортного развития Республики Коми.


 
 
0
komiarktika

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru